Кто, если не самые близкие, поверит в тебя?

– Что значит воспитывать инвалидов с детства? В первую очередь это значит больше любить и трудиться. Обычный ребенок часть навыков может освоить сам на родительском примере и в детском коллективе. Особому ребенку в этом смысле сложнее. В силу особенностей заболевания освоение определенных навыков ему стоит большого труда. И без родительской помощи ему не обойтись. Поэтому это всегда тандем – родитель и ребенок, – утверждает социальный педагог, сестра милосердия Православной Службы Милосердия, руководитель социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов Людмила Николаевна Петухова. Она убеждена, что подход к воспитанию в особых семьях может стать примером для самых обычных семей.

– Воспитывать – это питать своей жизнью и своим примером. Особый ребенок не может сам просто впитывать. Ему неоднократно приходится повторять одни и те же действия, отрабатывать навыки. Причем этот процесс обучения нужно организовывать и всегда быть рядом, чтобы в сложный момент помочь.

Например, дети с аутизмом имеют проблемы с питанием. Они избирательны в еде, кушают только определенные продукты. Кто-то любит хлеб, кто-то чипсы. Родители с большим трудом могут накормить их чем-то обыкновенным, простой кашей или супом. Приходится придумывать истории, обыгрывать ситуации.

Я знаю мальчика, который до 15 лет ел только сосиски, а от мяса категорически отказывался. Выручило случайное совпадение. Обычно они с папой жарили сосиски на природе. Однажды они всей семьей пошли в какое-то кафе на улице. И парень увидел, как жарится шашлык: так же на улице, да еще и вкусно пахнет. Папа даже не ожидал, что сын вместо сосиски захочет попробовать мясо. После этого случая пищевая привычка изменилась. Предугадать это невозможно, поэтому родители особых детей всегда внимательно присматриваются к своему ребенку – это то, чего так не хватает обычным семьям, в которых на детей практически никто не обращает внимания.

Часто пристрастия в еде связаны у аутичных детей с определенными страхами, которые мы, обычные люди не переживаем. Они не едят что-то не потому, что им это не нравится, а потому что есть какой-то страх (захлебнуться, поперхнуться, страх цвета или консистенции пищи). И если они этот страх преодолевают, то происходит развитие, шаг вперед. Из-за того же самого страха люди с аутизмом боятся собак. Конечно, с возрастом страх немного притупляется, они научаются сдерживаться и уже не закричат, когда увидят собачку. Родители все эти особенности понимают, учитывают и продумывают, как помочь ребенку избавиться от того или иного страха. То есть воспитание для них – это всегда творческий процесс, в котором сочетаются планомерность и импровизация.

Важно не изолировать таких детей, а постоянно заполнять их жизнь социальным опытом. Каждый навык, каждая новая освоенная комната или улица, каждый включенный в закрытый душевный мир ребенка-аутиста новый человек (педагог, приятель, прохожий, на которого обратили внимание) – это маленький шаг в развитии и это отступление болезни. Мы это видим, наблюдая как взрослеют наши воспитанники: сначала родители не могли уговорить ребенка выйти из комнаты, а через несколько лет он самостоятельно приходит на занятия в наш Центр. С возрастом особые люди могут и общаться, и дружить, и ходить на разные мероприятия.

Главное, чтобы родитель этим занялся. Иначе все останется без изменений. Надо обязательно искать в своей семье помощников – бабушек, дедушек, братьев, сестер. Искать дальше – в приходской среде, в клубах по интересам, среди родителей, соседей. Везде. И не замыкаться. Нельзя впадать в саможаление и думать: «Вот, мы такие бедные, несчастные родители». Ничего подобного! Нисколько не несчастные. Наоборот, раз Господь дал такого ребенка, то и сил дал, ведь Он никогда не посылает испытания, превышающего силы человека. Именно тогда, когда мы не замыкаемся, а начинаем еще и другим помогать, привлекать помощников в общее дело, в нас проявляется та самая Божия любовь и силы, чтобы воспитать особого ребенка.

Ответственность за воспитание здорового или больного ребенка лежит на родителях и на людях, которые встречаются с этим ребенком. Это наша общая обязанность перед Богом. Болезни детства часто неизлечимы. Но воспитательная задача с нас никак не снимается. Питать своим примером, своей жизнью и помогать ребенку найти свое место, своих друзей – это наш долг. И это относится как к обычным, так и к особым детям, не так ли?

Елена Полякова, мама особенного мальчика и председатель общественной организации помощи аутичным детям «Дорида» – это замечательный пример родительского неравнодушия. Матери особых детей объединяются в организации, где они не только сами развиваются, но еще и пытаются помогать другим. Тем самым они этот круг расширяют, умножают любовь. Ведь проще всего закрыться в своей квартирке, копить душевные силы – и ни себе, ни другим. Но это ловушка, потому что так ты только проживаешь свои душевные силы, приходишь в итоге к саможалению, к убежденности, что тебе все должны. Это жизнь несчастная. Другой путь – делиться. Это то, к чему мы все призваны Богом: не замыкаться, а искать друзей, поддержку. Только гордый не может и не хочет просить о помощи, признавать свои слабости и получать поддержку и любовь от других.

Счастье – это когда родители принимают особенности или болезнь ребенка, принимают его таким, какой он есть, и начинают искать красоту в жизни вообще. Вот почему многие из таких родителей совершенно не производят впечатление несчастных, изможденных людей. У них ведь не по одному ребенку, бывает по двое и больше. Сами рукодельничают и таланты в своих детях-инвалидах развивают.

Обычные родители временам сетуют: «Ах, экзамены, как трудно ребенку поступить в вуз и выучиться, ах, сколько нужно денег и трудов». А я знаю одну удивительную мамочку, у которой сын болен шизофренией. Но он очень талантливый, с уникальными инженерными способностями. Мама ему помогла выучиться, окончить школу, сдать экзамены и поступить в училище. Когда он пришел на завод практику проходить, весь завод приходил на него смотреть. Ему присвоили звание токаря самого высшего разряда. А он не понимал, почему все приходят, на него смотрят: он просто работал, а мастера, которые в токарном деле «собаку съели», удивлялись его подходу к работе. Опять же с маминой помощью он закончил вуз, и его взяли в проектный институт начальником бюро. Его умственные способности оказались очень востребованными: он ездил в командировки, консультировал по разным проектам. Вот что значит талант + труд + мамина поддержка. А ведь бывало, что ей приходилось объяснять (в школе, в училище и так далее), что у сына есть такие-то слабости («Вы уж его простите!»), но вот в этом и этом у него уникальный талант! И в институте, на работе от него и не требовали того, что он не мог.

Это, конечно, редкий случай в жизни. Люди, которые были вокруг, помогли, чтобы его болезнь и скрупулезное копание в инженерной области, его талант стал его профессией. Так помогала Анна Достоевская своему супругу, записывая его романы, заботясь о нем, воспитывая вместе с ними детей, терпя его слабости. Если бы она этого не делала, кто знает, что стало бы с Федором Михайловичем? Кто, если не самые близкие, поверит в тебя?

Чтобы реализоваться и быть счастливым, каждому нужна вера, большой труд и помощь от людей – это то, чему лично я научилась, воспитывая особого ребенка и работая с такими семьями.

Беседовала Светлана Казакова

Просим поддержать сбор средств на окончание ремонта в Социально-педагогическом центре для детей-инвалидов «Черепашка»!

Читайте в тему:

Свои люди. Людмила Николаевна Петухова: «Не стесняйтесь своих детей»

«Любить человека - это видеть его таким, каким его создал Бог»

Из дневника проекта «Реабилитационно-досуговый клуб для лиц с психическими расстройствами»

Детей-инвалидов можно лечить только любовью

02 декабря 2019г.