Помочь сделать правильный выбор

Новая форма поддержки подростков...

Парадокс взросления: подростку, который изо всех сил отделяется от родителей, нужен значимый взрослый, с помощью которого можно решиться на серьезный жизненный выбор. Это может быть сестра или брат, если они значительно старше и уже живут своей взрослой жизнью, крёстный или любой другой знакомый из числа старших, с которыми сложились доверительные отношения. Родители же перестают быть для подростков самыми значимыми людьми в жизни, критическое отношение в первую очередь направляется на них. И очень важно, чтобы рядом в этот момент был взрослый, который бы стал проводником между обществом и входящим в него взрослеющим ребенком. Домашние подростки за время своего детства, когда родители были этими проводниками, более подготовлены к тому, чтобы проходить сложности подростковой жизни. А вот для воспитанников детских домов и ребят из неблагополучных семей наставник важен как никто другой.

10 августа 2021 года в администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга состоялся круглый стол «Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков». От Православной Службы Милосердия в нем приняла участие психолог проекта «Путевка в жизнь», имеющая многолетний опыт работы с потенциальными приемными родителями, подростками из интернатов и замещающими семьями, Ольга Петровна Рудацкая:

– Есть дети, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, которые живут на грани: с одной стороны, перед ними простой и быстрый путь в криминальную среду, с другой стороны, многие из них не желают идти этим путем. Они хотят учиться, они хотят в будущем построить семью, не похожую на ту, в которой росли, они хотят реализоваться, но при этом понимают, что у них нет на это сил, решимости, нет поддержки со стороны близких людей и привычной компании. И вот для того, чтобы они сделали правильный выбор, большой помощью было бы, если бы у них появился такой взрослый значимый человек, друг, проводник во взрослую жизнь. Это не тот человек, который критикует и наставляет, а доверенное лицо, к которому сам подросток захотел бы обратиться за помощью, который будет принимать его таким, какой он есть вместе с его неблагополучным опытом и особенностями характера.

В России уже около 10 лет существует практика наставничества для подростков из детских домов, а вот идея наставничества для подростков, родители которых не лишены родительских прав, которые живут в семьях, но какие-то причины привели к нарушению социализации и они попали на учет в комиссии по делам несовершеннолетних – вопрос непростой.

В ходе встречи особое внимание участники уделили вопросу о том, как применить технологию наставничества, которая сейчас реализуется в отношении детей из детских домов к подросткам, живущим в неблагополучных семьях. Одним из решений было создание координационного совета для разработки этой технологии. Кроме того, на встрече обсуждали необходимость создания технологии знакомства подростка и наставника, поскольку в идеале отношения наставника и подопечного должны быть неформальными, дружескими. Когда ребенок живет в детском доме, то для знакомства достаточно договориться об организации какого-то мероприятия на территории учреждения. А как познакомиться с подростком, который живет в семье и разочарован во взрослых, не ждет от них ничего хорошего, только наказаний, порицаний, критики? Как установить контакт, пройти период адаптации, чтобы возникло доверие? Всю эту технологию координационный совет будет обсуждать на дальнейших встречах.

В паре «наставник-подопечный» на первом этапе стоит задача познакомиться, затем необходимо, чтобы эти отношения развивались и укреплялись, и в идеале становились доверительными, дружескими. И только после этого у наставника появляется возможность быть помощником в развитии коммуникативных, бытовых, трудовых навыков. Наставник – это человек, который помогает подростку преодолевать или по-новому реагировать на недостатки развития, которые сейчас мешают подростку быть успешными. Мешают успешно окончить школу или выбрать учебное заведение, окончить его, определиться с профессией, пойти работать и т. д. Для ребят из детских домов важно помочь сформировать бытовые навыки, а для детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях, самое главное – научиться по-другому реализовать себя, выбирая не криминальный, а социально приемлемый путь.

Важно подчеркнуть, что наставников нужно готовить, потому что одного желания быть помощником подростку мало, нужно быть готовым к тем трудностям в общении и особенностям поведения подростка, с которыми каждый из них может столкнуться.

В сентябре 2021 года стартует второй поток школы наставников нашего проекта «Путевка в жизнь», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов. Если вы думаете, как и чем помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, тогда вам сюда! Наш проект направлен на помощь подросткам из детских социальных учреждений.

По всем вопросам можно обращаться к руководителю проекта Елене Яковлевне Борщик +7-912-210-40-00 или психологу проекта Ольге Петровне Рудацкой +7 922 133-01-92.

Читайте в тему:

Не всем сиротам нужна семья

Как дружить с детдомовцем?

Проект в поддержку наставничества стартовал в Екатеринбурге

Наставничество должно стать национальным проектом

18 августа 2021г.
Просмотров: 179