Как дружить с детдомовцем?

О новом проекте в помощь детям...

Дружба, забота, искреннее внимание. Возможны ли они вне семьи, а именно в отношениях с ребенком-сиротой? Мы продолжаем беседовать с психологом Ольгой Рудацкой, которая много лет занимается поддержкой приемных семей, а сегодня подключилась к проекту «Путевка в жизнь». Проект, направленный на развитие наставничества в Екатеринбурге, недавно стал победителем в первом конкурсе Фонда президентских грантов.

В первой части разговора мы обсудили, что такое наставничество, как будут формироваться пары «взрослый-ребенок» и почему наставничество должно прийти на смену «волонтерскому туризму». Сегодня поговорим от трудностях и результатах взаимодействия с подростком-сиротой.

Ольга Петровна, каких результатов можно ожидать от непродолжительных и не таких уж частых (несколько раз в месяц) встреч наставника с сиротой?

– Кажущееся кратким общение на самом деле приносит хорошие результаты. У нас есть несколько положительных примеров. Инструктор проекта «За други своя» стал наставником для Вовки, воспитанника детского дома. Впоследствии был оформлен даже гостевой режим. Мальчик несколько раз выезжал в экспедиции. Потом грянул карантин, встречи сократились. Но ребенок все равно знает, что есть семья, которой он не безразличен, и это очень сказалось на его поведении. Директор детского дома просто не нахвалится, потому что Вовка не просто сам очень изменился, но он пытается новые ценности транслировать другим детям.
Опыт показывает, что встречи и просто уважительное заинтересованное общение со значимым взрослым очень нужны таким детям, являются для них поддержкой в жизни.

А если все же наставник примет решение отказаться от общения и встреч? Никто ведь не застрахован от каких-то обстоятельств.

– Конечно, нет. Главное – не пропадать без объяснений. Самое страшное, непонятное, болезненное – это когда человек прекращает общаться и не объясняет, почему он так поступает. Сотрудники детских домов часто рассказывают о том, насколько сильно (до депрессии и истерик) переживают дети, у которых так исчезает взрослый друг. Мы не можем и не хотим удерживать наставника, если у него изменились обстоятельства. Но мы ребенка не оставим! Взрослый должен будет встретиться с ребенком и честно объяснить причины, чтобы ребенок не думал, что это из-за того, что он плохой, какой-то не такой. «Это не про тебя, это про меня: я переезжаю в другой город, мне предстоит тяжелое лечение, я устал, у меня семейные проблемы» и прочее. Кроме того, мы постараемся, чтобы в этот критический момент ребенка подхватил другой доброволец-наставник или, в конце концов, я сама подхвачу.

Наставник – живой человек, все может быть. Поэтому необходимо обучение, необходимо быть на связи со специалистами в этой теме. Ведь далеко не всегда взрослый может понять, простить, правильно потерпеть поведение ребенка. В таких случаях требуется переводчик. Например, если ребенок говорит взрослому «ты – дурак, я тебя убью!», на самом деле это может означать: «Я сейчас очень испугался, растерялся, ты мне очень нужен!».

Также психолог поможет грамотно выйти из деструктивных отношений, когда ребенок пытается манипулировать взрослым, эксплуатировать его. Мы будем объяснять ребенку, что дружба – это не человекоугодие. Например: «Я смогу поговорить с тобой только после 18:00, так как у меня работа» или «Мы не можем взять тебя с собой в поездку, потому что…» и так далее. Что дружба и любовь – это не когда кто-то что-то делает для тебя, а когда ты что-то делаешь для другого человека. А еще есть законы, нормы поведения и прочее-прочее – взрослая жизнь полна долженствованием. Будем знакомиться с этим взрослым миром вместе.

Каким должен быть основной мотив у человека, желающего стать наставником?

– Помочь ребенку взрослеть. Не проживать за него, а именно помогать самоопределяться и входить во взрослую самостоятельную жизнь. Об этом нужно помнить особенно в критические моменты, когда с ребенком возникает недопонимание. Это другой человек, у него своя жизнь, а ты – всего лишь помощник. Занимать такую позицию непросто. Ведь у ребенка-сироты множество скрытых травм и комплексов.

Почему у приемных родителей происходит разочарование или даже выгорание? Потому что жить вместе оказалось сложнее, чем они думали вначале. Они думали, что будет легко и приятно, что быстро появятся положительные результаты. А потом они понимают, какова цена этих изменений, сколько всего придется пережить, переосмыслить, потерпеть, чтобы достичь минимальных сдвигов. А для этого нужно быть взрослым, терпеливым и великодушным. Ну… или по крайней мере, стремиться стать таким человеком.

У вас есть возможность и желание стать другом, регулярно встречаться с подопечным ребенком, выстраивая с ним доверительные отношения?

Мы предлагаем добровольцам пройти обучение по нашей программе наставников. Наши психологи помогут познакомиться с особенностями детей, оставшихся без попечения родителей, научиться избегать и преодолевать конфликты в общении с подопечными, понять, чем позиция наставника отличается от просто дружбы и родительства. Наши специалисты будут сопровождать на протяжении всего времени участия в проекте. Ваша помощь детям будет очень значимой и ценной. Ведь общение в паре «наставник-подопечный» позволит ребенку восполнить элементарные умения и навыки в общении, планировании своего будущего.

Станьте значимым взрослым, протяните руку помощи и поддержки взрослеющему человеку!

По всем вопросам можно обращаться к руководителю проекта Елене Яковлевне Борщик (+7-912-210-40-00) или по телефону диспетчера Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге 200-07-04
01 февраля 2021г.
Просмотров: 371