Наставник + подросток

Состоялось первое знакомство с детьми...

«Путевка в жизнь» – проект Православной Службы Милосердия, направленный на развитие наставничества в сфере поддержки детей-сирот. Первый поток добровольцев проекта уже завершил цикл занятий, посвященных работе с детьми. И вот, наконец, наставники впервые вышли в социальное детское учреждение, чтобы познакомиться с потенциальными подопечными.

Рассказывает психолог проекта «Путевка в жизнь», специалист по замещающим семьям Ольга Петровна Рудацкая:

– Мы приступили к этапу формирования пар «подопечный-наставник». Важно, чтобы в первых общих мероприятиях эти пары сформировались естественно, то есть чтобы люди познакомились и чтобы им захотелось общаться. Дети, которые попадают в круг нашего внимания, – это ребята, воспитывающиеся в детских домах, у них по разным причинам нет шансов попасть в приемную семью, и им от 13 до 16 лет. Если у таких подростков будет наставник, то, в принципе, все будут довольны.

Чтобы познакомиться в ходе интересного мероприятия, наши добровольцы, муж и жена, подготовили веревочный тренинг, в котором приняли участие дети из Центра поддержки семьи «Отрада». Причем пришли не только те дети, которые могут быть задействованы в проекте, но и все свободные и желающие. Получилось две команды – 12 человек. К двоим мы особенно присматривались. Это мальчик и девочка, воспитывающиеся в многодетной неполной семье. У них есть проблемы с посещением школы, по каким-то причинам они прогуливают уроки и проводят время неизвестно где. Мама не может на них повлиять, поэтому включение и помощь наставников здесь очень уместны. К тому же, чтобы общаться с этими детьми, наставнику не нужно оформлять гостевой режим. Достаточно будет заключение многостороннего договора с семьей и органами опеки.

Веревочный тренинг подразумевает командную работу, совместное преодоление препятствий. Какие-то задания были простыми и веселыми, а над другими приходилось подумать и поискать решение. Были задания, с которыми бы мы и вовсе не справились без подсказки организаторов. Например, нужно было налить воды из полуторалитровой бутылки, но только с помощью веревки, не прикасаясь к бутылке руками.

Приключение получилось увлекательным. Если маленькие дети, младшие школьники обычно всегда готовы поиграть и поактивничать, то подростки могут занимать позицию сторонних наблюдателей или вовсе не включаться в процесс. Но тут включились все, и все проходили этапы весело, с желанием и хорошим настроением, за что, конечно, низкий поклон организаторам. За каждый этап участники получали часть карты, сложив которую можно было найти клад – сундук с игрушечными обезьянами. Обезьяны вызвали очередную волну восторга. Когда мы уже за чаем с пирогом сидели, то многие дети (подростки в том числе) «разговаривали» с обезьянками. Нам было так легко, потому что дети не строили из себя скучающих взрослых, а очень непосредственно включились. То есть первый опыт оказался весьма приятным.

После тренинга у мальчика и девочки спросили, хотели бы они поучаствовать в проекте с наставниками, на что они ответили, что готовы общаться хоть каждый день. Кстати, девочка уже в ходе тренинга в какой-то момент просто начала разговаривать с потенциальным наставником. Они даже выпали из процесса выполнения очередного задания. Сначала я хотела вернуть их обратно, а потом подумала, что общение – это как раз то, ради чего мы здесь.

Сейчас наставники и дети несколько раз встретятся на территории «Отрады» или погуляют около нее, чтобы пообщаться поближе. Далее предстоят выходы на предприятия, которые помогут ребятам с выбором будущей профессии. Но важнее тематических мероприятий личные встречи без повода. Ведь дружба – это когда общение не является инструментом для удовлетворения своих целей, а когда оно самоценно. Помню одного мальчика – смышленого, симпатичного, активного, но который, к сожалению, очень цинично относился к людям (причем сразу заподозрить в нем этого цинизма было почти невозможно). К сожалению, у детдомовских детей часто можно встретить глубокое поражение ценности другого человека. Ребенок привыкает, что близких у него нет и что появляющихся в его жизни людей можно только использовать, как ресурс, не выстраивая с ними отношений. Но мы надеемся, что у домашних детей ценность человеческих взаимоотношений выше, чем у тех, кто вырос в детском доме.

Важно, чтобы дети поняли, что наш проект – не про подарки, не про материальные ценности, а про дружбу, общение, поддержку. Важно, чтобы и наставники, пройдя 30-часовое обучение, не забыли, о чем мы говорили, вникая в особенности таких детей. В сентябре мы планируем провести обучение для второго потока добровольцев, на который приглашаем всех заинтересованных в теме наставничества взрослых.

По всем вопросам можно обращаться к руководителю проекта Елене Яковлевне Борщик (+7-912-210-40-00) или по телефону диспетчера Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге 200-07-04.

Читайте в тему:

Не всем сиротам нужна семья

Как дружить с детдомовцем?

28 мая 2021г.
Просмотров: 149