Стереотип мешает любить по-настоящему

Одна из больших ловушек благотворительной деятельности – стереотипы. Они складываются не в одночасье, имеют множество вариантов подачи, за счет чего надежно закрепляются в сознании. Ангелоподобный малыш-сирота, за которым, словно родная мать, ухаживает нежная и заботливая сестра милосердия. Бездомный, в мутных глазах которого запечатлены боль предательства и многочисленные километры пройденных дорог. Одинокая бабушка, встречающая добровольного помощника теплыми ватрушками и благословляющая его дрожащей рукой. Знакомо? Многие добровольцы признаются, что в милосердное служение их привели именно такие стереотипные ожидания, и что они были изрядно удивлены, когда реальность с идеальным представлением так и не совпала.

Если стереотип – это проблема, то как правильно ее решать? С этим вопросом мы обратились к помощнику руководителя направления «Помощь детям» Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге Надежде Бычиной.

– Если вы периодически сталкиваетесь с непредсказуемыми и даже неудобными подопечными, то причина тут одна – у вас сильны стереотипы. Может быть, отчасти виноваты в этом художественные книги или фильмы, в которых описываются страдающие, о которых заботятся герои. Но не честно было бы все списывать на книжки.

Скорее, дело в гордости, которая как бы говорит: «Ты – замечательный человек. У тебя появилась мысль о помощи страдающим и нуждающимся? Это тоже прекрасно. Весь мир должен возрадоваться и преклонить голову в благодарности за то, что такой человек появился!» А раз ты видишь идеал, который хотел бы достичь, то воображение рисует тебе и идеального подопечного: конечно, вы должны встретиться и помочь друг другу! Вы ему поможете выбраться из тяжелой жизненной ситуации и вновь почувствовать себя человеком, а он поможет вам достичь идеала.

Эта фантазия лопнет при первой же встрече с реальным подопечным – оба не идеальны. Собственно, Бог, устраивающий наши встречи, заботится о том, чтобы гордостные розовые очки свалились, и мы начали учиться настоящему, а не выдуманному смирению и милосердию. Тогда придется помогать вредной, а не идеальной бабушке, глубоко поврежденному, а не ангелоподобному малышу. И постепенно к вам придет понимание: бабушка не вредная, просто ей очень больно, причем больно уже много лет подряд. То есть придет способность понимать, принимать и оправдывать человека. И только тогда вы сможете ему по-настоящему помочь.

Недавно произошел случай, который как раз учит внимательнее вглядываться в другого человека. В детском отделении противотуберкулезного диспансера периодически появляются ребята, желающие принять Таинство Крещения. Ребят постарше готовит ко крещению сестра милосердия Елена Фонарева и добровольцы. А за малышей принимают решение их родители и бабушки, которые лежат в диспансере вместе с детьми. В недавно открытом храме во имя мученицы Людмилы Чешской было запланировано первое крещение троих малышей. Но накануне таинства (как промыслительно Господь все управил!) два ребенка вдруг заболели – высокая температура! Таинство решили не отменять и крестить одного четырехлетнего Димку.

Вот сколько детей мы уже крестили, но никогда ТАКОГО я не видела. Как же страшно Димка кричал, извивался, вырывался из рук растерявшейся мамы! Даже родной дядя, который вызвался быть крестным, не мог удержать его, такая непомерная сила вдруг проявилась в этом малыше. Отец Тимофей Гладков, совершавший таинство, спокойно обращался к Димке, спокойно читал молитвы, но сопротивление только возрастало. Когда мама попыталась надеть на сына крестильную рубашку, он будто превратился в ртуть, стекая с ее коленей и выскальзывая из рук.

И вот в завершении Таинства Крещения осталось только волосики срезать в знак того, что христианин покоряется Церкви и доверяет ей. Димка крепко-крепко ухватил руку отца Тимофея, заглянул ему в глаза и, разделяя слова, грубым и взрослым голосом вдруг спросил: «Тебе…зачем…это…надо?». Отец Тимофей отвечает: «Это нужно Господу нашему Иисусу Христу» – и пытается постричь волосы. Мальчик второй рукой хватает его: «Нееет, ты не понял. Тебе…зачем…это…надо?». Отец Тимофей спокойно повторяет: «Это нужно Господу нашему Иисусу Христу». Димка отпускает его руку и преклоняет голову, говоря совсем другим уже голосом: «Ладно». Таинство завершается.

У меня, присутствовавшей на таинстве, мурашки по коже бегали – у нас такого никогда не было. А два других малыша на следующий же день выздоровели. Вот такой промысел Божий.

Можно ли быть к этому готовым? Наверное, да, если ты вооружен верой, а не стереотипами. Стереотип подталкивает к додумыванию и осуждению: «Наверное, в этом ребенке злой дух сидел и говорил. Наверное, какая-то неблагополучная духовная атмосфера в семье и так далее». Не надо додумывать. Только Бог ведает душу каждого человека и каждого Он желает спасти. А от нас требуется терпение, понимание и помощь – одним словом, любовь. Вот такая наука длиною в жизнь.

О других стереотипах милосердия и благотворительности читайте уже завтра. Продолжение следует.

Поддержать детское сестричество милосердия финансово

Приглашаем в добровольцы

Читайте в тему:

Мифы о добровольческом служении от Православной Службы Милосердия. Часть 1

Мифы о добровольческом служении от Православной Службы Милосердия. Часть 2

Я готова всех обнять!

Тазик, 33 особых ребенка и два отца Николая

19 марта 2020г.