Храм принимает детей, которых не принял родной дом

Репортаж из психбольницы...

Как выжить, если тебя не принимают родные отец и мать, если дом ассоциируется только с насилием, болью и одиночеством? Можно ли не сойти с ума, если ты с детства «лечил» душевные раны алкоголем, наркотиками или бродяжничеством? Вот уже несколько лет к подросткам, проходящим лечение в областной психиатрической больнице, приходит сестра милосердия Галина Александровна Кривоногова. Чем конкретно может помочь сестра и почему именно ей ребята рассказывают то, что давно наболело, читайте во 2 части материала Светланы Казаковой.

Творческое занятие продолжается просмотром мультфильма «Серафима», истории о девочке, которая в годы Великой Отечественной войны жила в детском интернате. По ходу просмотра ребята комментируют происходящее: «Она за свой крестик боролась», а потом вместе с сестрой милосердия обсудили главную героиню, ее поступки, отношение к ней окружающих. Поговорили, что Серафима не предала Бога, верила в такое тяжелое время («Суть подростки хорошо уловили!»). Практически бесшумно и очень внимательно мальчишки и девчонки смотрели эпизод, когда мальчик Прохор, будущий святой Серафим Саровский падает с высокой колокольни и Бог чудесным образом его спасает: «Господь своих бережет».

Сережа сообщает, что не крещен. Спрашивает, как это можно сделать. Сестра милосердия предлагает мальчику рассказать о своем желании родителям, со своей стороны она готова оказать помощь в организации крещения. Иногда такие истории имеют продолжение. Покрестившись и пролечившись, детки уезжают домой в какой-нибудь из областных населенных пунктов, а родители, помня заботливое теплое отношение Галины к их сыну или дочери, звонят ей – консультируются, просят совета. При необходимости сестра милосердия дает родителям телефон психолога.

– С грустью отмечаю, что количество детей в отделении неуклонно растет. Искаженность мира, агрессивность окружающей среды и информационных потоков жестоко обрушиваются на детскую психику, делают свое черное дело, – говорит Галина Александровна. – В детском отделении психиатрической больницы на лечении находятся ребята, состояние которых отражает все социальные, духовно-нравственные проблемы и болезни общества, семьи. Это алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение, воровство, бродяжничество, суицидальные попытки, агрессивность, анорексия и другие. Дети, как губка, впитывают и отражают реальность, в которой они растут и развиваются.

Особенности подросткового возраста могут проявиться с эффектом мины замедленного действия. Подростки конфликтуют сами с собой: физически они уже созрели, а психологически остались еще детьми. Гормональный всплеск и низкая самооценка формируют комплексы, страхи, фобии, часто агрессию.

В такой переломный и сложный возрастной период главную роль играет семья, взаимоотношения в семье, чуткое внимание со стороны взрослых. Если ребенок этого лишен, авторитетом для него становятся друзья, компании, и он очень легко поддается дурному влиянию. Поэтому так много детей (в основном девочки) совершают попытки суицида. Все из-за недовольства собой, своей внешностью, конфликтов с родителями и близкими. Иногда срыв психики происходит из-за тяжелой стрессовой ситуации, например, смерти родителей. Или когда ребенок попадает в другую среду, не принимает ее.

Таня росла обычной послушной девочкой, хорошо училась в школе. Учителя хвалили ее за усердие и сообразительность. Мама воспитывала дочь одна. Отец ушел из семьи, когда Таня была совсем малышкой. Девочка не помнит папу. Мама старалась обеспечить семью, много работала и пыталась устроить свою личную жизнь. У подростка начались проблемы с учебой. Девочка стала пропускать уроки, неделями не появлялась в школе, проводя время в веселой компании.

Мама не сразу заметила перемены в дочери. Она заволновалась, когда Татьяна перестала приходить домой ночевать. Оказалось, все очень серьезно: курение, алкоголь и наркотики. Когда мама запирала Таню дома на ключ, чтобы она не могла пойти в компанию, та просто рушила в квартире все подряд. По рассказам матери, вся мебель в их квартире сломана, побита посуда. Женщина была уже не в состоянии справиться с дочерью и даже опасалась за свою жизнь. Сейчас этот ребенок изменился и трудно даже представить, что эта история про нее.

– Общаясь с Таней, я увидела искреннее сожаление и раскаяние за то, что с ней было: «Я посмотрела на себя со стороны. Увидела, как я погибала. Мне очень жалко маму, я за нее волнуюсь», – сокрушается Таня. Очень хочется, чтобы у дочки с мамой все было хорошо, – с сочувствием говорит о своей подопечной сестра милосердия.

Маленькие пациенты открываются не сразу – долго находятся в своей «раковинке», в зажатом состоянии. Помогают творческие занятия и общение на духовные темы. Дети проявляют интерес, у них всегда есть вопросы. Только иногда они стесняются их задать. А от вопроса и беседа идет.

Ребята узнают об Иисусе Христе, основах православной веры, добре и зле. Подростки с удовольствием слушают жития святых. Например, вместе с гостьей – певчей с клироса Екатериной они читали житие святого великомученика Пантелеимона с картинками. («Им же интересно, что же за храм такой стоит прямо за забором клиники!»). Организуются экскурсии в храм. Часто у некрещеных детей появляется желание принять крещение, исповедоваться, причаститься. Интересные встречи из цикла огласительных бесед проводит батюшка, а кропление святой водой приносит мальчишкам и девчонкам настоящую радость.

– Стараемся доступно разъяснять деткам о важности посещения храма. Если мне самому интересно, и я живо рассказываю, то и детки загораются, эмоционально выражают себя и начинают участвовать в беседе. Они очень наблюдательные, их многое интересует: почему священники так одеты, как освящается вода, почему она называется святой. Спрашивают о храме: почему батюшки заходят за иконостас, где находится Святая Святых, какое чудо происходит за Божественной Литургией, что такое причастие и как часто нужно причащаться. И в дни памяти святых рассказываем об этих святых, почему они стали святыми, кратко передаем их житие.

– Дети остаются детьми. Это некая открытая книга, в которую можно что-то записать. А вся закрытость этих ребят – от опасения довериться. Потому что они получили опыт жизни в неблагополучных условиях. Есть родные отец или мать, которые не уважают своих детей, простите – бьют. Поэтому им тяжело доверять. Прежде всего, мы показываем заинтересованность – что они НЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫ! И есть то место, которое называется храмом, куда они могут в любое время свободно прийти, где их никто не прогонит. И о чем-то своем попросить. Помолиться за родителей, например. Как нужно молиться, какими словами – это мы тоже проговариваем, пытаемся донести до детей, – рассказал священник храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона иерей Андрей Андреев.

Частичку своего внимания и заботы дарят детям и прихожане храма святого Пантелеимона – передают в отделение гостинцы со сладостями. Практически каждый месяц Православная Служба Милосердия приглашает для маленьких пациентов различные творческие коллективы. Концерты, игры, песни под гитару помогают ребятам расслабиться, выйти из состояния напряженности, ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НУЖНЫМИ. За четыре года служения в отделении сестра милосердия Галина Кривоногова завела традицию проводить выставки поделок детей к Рождеству Христову и Пасхе, чтобы порадовать прихожан храма целителя Пантелеимона.

– Доверительные отношения с ребенком строятся с детства. В идеале надо быть другом своему ребенку, чтобы он мог прийти с любой проблемой. Совместно искать решение этой проблемы. Такие отношения вырастают с помощью любви и терпения. Зная, что его любят и понимают, ребенок не будет замыкаться в себе и решать проблемы самостоятельно или по совету друзей. Ведь чаще всего дети боятся осуждения взрослых и наказания.

Доверие очень легко потерять, а вот приобрести его стоит большого труда, внимания к сыну или дочери. Надо знать их интересы, их круг общения. Проводить вместе много времени. Быть искренним со своими детьми, рассказывать о каких-то своих заботах и переживаниях. Впустить их в свою жизнь, быть честным и открытым. Не срываться, если ребенок что-то сделал не так, а вместе проанализировать ситуацию и найти в ней плохие и хорошие стороны, сделать вывод. Категоричные запреты и угрозы приведут только к тому, что ребенок закроется, будет делать что-то тайком.

– Наша задача – нести милосердие, доброту и внимание. Приходя к таким детям, мы стараемся отогреть их души сердечным теплом. Стараемся тоже не осуждать ребенка за его проступок. Даем понять, что его любят, он может измениться и больше не делать плохого. Обсудить, что хорошо, а что плохо и почему плохо. А когда не осуждаешь, а проявляешь внимание и сочувствие, дети открываются и в них уже можно заложить доброе зерно, – поделилась социальный педагог, сестра милосердия Свято-Пантелеимоновского сестричества Православной Службы Милосердия Галина Александровна Кривоногова.

Здесь вы можете поддержать сестринскую работу с ребятами в психбольнице.

Читайте в тему:

Иногда нужно не столько лечить, сколько любить

Как понять и принять «сложного» подростка?

13 января 2020г.
Просмотров: 313