В кадре – душа человека

Последние 10 лет уже называют эпохой селфи. Массовое распространение простых в использовании гаджетов, приложений для обработки фотообраза соседствует с профессиональными фотоуслугами. И все востребовано. Исследователи современной культуры и общества считают, что стремление человека зафиксировать свою жизнь в мелочах и подробностях, а также трепетное отношение к своим фотопортретам – это последствие мировоззренческой травмы. Ценности, цели, принципы жизни постоянно меняются и человеку кажется (а иногда и не кажется), что его жизнь разменивается на фантики и улетает в никуда. Фотография стала инструментом для фиксации факта своего бытия («Я есть!), выразить свои ценности, придумать идеал своей жизни и воплотить его хотя бы в кадре.

О современной фотографии, людях и делах милосердия в кадре продолжаем беседовать с координатором фотографов Православной Службы Милосердия, студенткой факультета искусствоведения и культурологи УрФУ Валентиной Ладиной.

– Валя, ты не раз говорила, что не любишь публичности и тебе очень нравится участвовать в событии именно под прикрытием фотоаппарата. Но я знаю, что ты не только остаешься за кадром, но и попадаешь в него. Что тебе это дает?

– Кроме того, что я попадаю в кадр как доброволец Службы Милосердия, я периодически прибегаю к фотографии, чтобы понять что-то и про себя. Фотография – это прекрасный способ увидеть себя со стороны глазами другого человека, который берет в руки камеру. Это не селфи, где ты можешь выстроить кадр, изменить выражение лица и тогда уже щелкнуть кнопочкой. Обычно, когда у меня возникает потребность заглянуть в себя именно через фотографию (а это случается довольно редко), то я иду к сестре-фоторафу Марине. Я очень люблю сестру и любое время, проведенное вместе с ней, для меня – радость, отдых, настоящий праздник общения.

– Как в 19 веке барышни проводили вместе время, играя на фортепиано в 4 руки, так вы сегодня общаетесь, снимая друг друга в 4 руки?

– Да, такие наши встречи довольно часто проходят во взаимной съемке. Но в отличие от служебных съемок здесь я не воспринимаю фотоаппарат своей защитой или прикрытием. В общении с ней я абсолютно свободна, поэтому так интересно потом взглянуть на себя в ее фотографиях. Ведь по жизни мы все реже испытываем настоящее чувство свободы, когда не надо ничего скрывать или корректировать.

– Если бы тебе предоставили полную профессиональную свободу и предложили снять любую тему из жизни Службы Милосердия. И все бы совпало: и люди, и освещение, и стечение обстоятельств. Что и как ты хотела бы запечатлеть?

– Наверное, это прозвучит банально – детей. Их радость, их эмоции, их отношения. Когда ты приезжаешь в разные детские учреждения – интернат для детей-инвалидов, коррекционную школу, детский онкоцентр, детские отделения психбольницы или тубдиспансера – ты не просто видишь разные болезни, но видишь замечательных детей, которые так искренне на все реагируют. Даже досада берет, что ты не можешь их передать, снимая лица детей (что в большинстве случаев запрещено).

– Сегодня за рубежом очень популярны выставки портретов бездомных. Крупный план, шикарная фактура, лица, за которыми стоит вся история их странствий и злоключений. Основная идея – увидеть за бездомным человека, а не его статус «бомж». Тебе близка эта тема? Ты веришь этим портретам?

– Мне очень нравятся эти портреты, хотя я не могу сказать с уверенностью, что я им верю, ведь в этих портретах большая доля и героизации в том числе. Мне кажется, что самим бездомным важно в этом участвовать, хотя, возможно, они сами этого до конца не осознают. Ведь они редко видят себя со стороны. Не потому что у них нет зеркала (в городе миллионы отражающих поверхностей), а просто потому, что им тяжело видеть себя в таком положении, состоянии упадка. Ими как людьми за исключением благотворительных организаций мало кто интересуется.

Почему любому человеку важно то, что о нем думают другие, каким они его видят? Потому что это способ прийти в себя. Фотография выдергивает тебя из того мирка, в котором ты закрылся и который ты себе как-то вообразил. Мне кажется, что это одна из важных человеческих потребностей – самопознание через взгляд другого человека.

– Может быть, поэтому бездомные так не любят фотографироваться?

– Скорее всего… Не очень-то приятно видеть себя бездомным. Поэтому бездомные, которые все же участвуют в фотосъемках, это люди не совсем пропащие, смелые и находящиеся в поиске выхода из сложившийся ситуации. Интересно было бы проверить, работает ли фотография, как средство реабилитации для бездомных.

– В последние годы очень популярными стали фотосессии, когда люди приходят в студию, надевают костюмы и позируют. Наверное, они делают это не только для самопрезентации, но и для целеполагания? Я стремлюсь к некоему идеалу (отношений, внешнего вида, самочувствия) и фотография является для меня поддержкой – идеал вполне достижим, все в твоих руках. Я знаю, что фотографы Службы Милосердия запустили новый проект – благотворительные фотосессии. Расскажи об этом подробнее.

– Суть простая: мы готовим фотозону, реквизит, проводим съемку, а люди получают качественные снимки, жертвуя средства на помощь подопечным Службы Милосердия. Уже за плечами летняя, осенняя и на днях прошла зимняя фотосессия. Бывает, что люди сами хотят таким образом поучаствовать в благотворительности, а бывает, что они дарят своим близким такую сессию и таким образом умножают добро.

И в таких фотосессиях, и в служебных мероприятиях есть интересные с профессиональной точки зрения моменты. Я не имею в виду построение кадра и другие технические нюансы. Самое интересное – вопрос отношений, которые на короткий период возникают в зоне съемки. Во время фотосессий нужно снять человека, чтобы это получилось, во-первых, максимально красиво, а уж потом естественно и выразительно. И это нормально, что здесь учитываются пожелания клиента. А когда ты снимаешь подопечного, на первое место выходит выразительность кадра. И вдруг подопечный начинает тебе указывать: «Снимите меня так и эдак». Первое время работы в Службе меня такие советы очень напрягали, потому что я думала в первую очередь о выразительности кадра: «Я же знаю, как лучше!».

Но потом я пересмотрела свои взгляды. У человека есть представление о себе идеальном, есть некий образ, который видит его душа. И мое фото должно максимально приблизиться к этому его внутреннему идеалу, даже если для этого нужно будет пожертвовать некой «правдой жизни». Его внутреннее «Я» – тоже правда.

– Даже более правда, нежели внешность. После грехопадения внешнее и внутреннее разошлись. Внешность – эти кожаные ризы, данные Богом Адаму и Еве после грехопадения – является прикрытием для души. Душа может скрыть свои недостатки за внешним приличным поведением или наоборот скрывать добродетели за неприглядной внешней жизнью. Поэтому низкий поклон фотографам, которые умеют сгладить неприятное внешнее, чтобы выразить красоту души человека, чтобы поддержать и даже вдохновить его.

– Стараемся. Для меня в последнее время очень ценны кадры, сделанные во время съемок программы «Скорая социальная помощь». Мы приезжаем к родителям, у которых тяжело больны дети. Они находятся у себя дома, это их поддерживает, но им нужно перед камерой обнажить свою боль, тревогу, надежду. И они смотрят на своих деток с огромной любовью и, конечно, видят не набор диагнозов, а душу. Душу красивую, богатую, любимую.

Фотоаппарат – это продолжение моего отношения к людям – сестре, друзьям, добровольцам, подопечным, случайным прохожим. Но хочется, чтобы со временем он стал в первую очередь инструментом изменения этого отношения. Чтобы, смотря на человека через видоискатель, я могла видеть главное и хорошее в нем.

Беседовала Ксения Кабанова
Сегодня в Службе Милосердия трудятся 32 фотографа. Они сопровождают все проекты Службы, в свое свободное время, выезжая на съемки. А так как проектов и мероприятий у нас много, то команда фотографов всегда рада новым добровольцам.

Наши фотографы вполне смогут начать новый профессиональный год с новыми лампами. До окончания сбора не хватает всего 11 980 рублей. Поучаствуйте в сборе средств на профессиональное освещение. Подробности здесь

23 декабря 2019г.