Фотограф щелкает, и птичка вылетает


Взглянуть на мир и людей через добрый объектив. Выразить в кадре то, о чем молчит человек. Запечатлеть самое радостное и самое трагическое. И все для того, чтобы тот, кто увидит фотографию, стал бы немного добрее. О непростом искусстве милосердного фотографа, о семейной преемственности в делах милосердия, о сложных, смешных и пугающих моментах человека с фотокамерой говорим с координатором милосердных фотографов, студенткой факультета искусствоведения и культурологи УрФУ Валентиной Ладиной.

Ладины. Три поколения

В Службе Милосердия есть два типа добровольцев и сотрудников. Первые пришли извне (из другой организации, храма), а другие выросли в Службе. Валю Ладину с уверенностью можно отнести именно ко вторым. Ладины – это замечательная и очень творческая династия в Службе Милосердия. Мама Вали, Светлана Львовна – рукводитель медиа проектов Службы, автор журнала «Православный вестник», а ныне режиссер, редактор и ведущий спецпроектов на православном телеканале «Союз». Старшие сестры Вали тоже выросли в Службе. Алена некоторое время трудилась здесь юристом, а Марина была и остается фотографом-добровольцем. Брат Иван не раз помогал в проведении благотворительных акций.

Детство в Милосердии

– Все наше добровольчество очень ненавязчиво началось именно с мамы. Мы всей семьёй ходили в храм. Но после богослужений мама оставалась, чтобы вместе с друзьями-коллегами придумывать «Православный вестник», а мы, как правило, уезжали домой. Я помню первые мои благотворительные акции (мне было тогда 11 лет), в которых мы участвовали с сестрами и с друзьями. А друзьями нашими были дети отца Евгения Попиченко, духовника Православной Службы Милосердия.

Добровольчество на акциях здорово вдохновляло меня. По душевному складу я, скорее, закрытый человек, и добровольчество помогло мне проще подходить и обращаться к людям. А еще я поняла, что нельзя судить о людях по внешности и первому впечатлению. Запомнилось, как я подходила к хорошо выглядящим людям, чтобы рассказать о наших подопечных и их нуждах, а люди просто проходили мимо. И наоборот, просто одетые покупатели или люди с немного странным имиджем (девушка с синими волосами, например) позитивно воспринимают призыв поучаствовать в акции и щедро жертвуют.

Детство в милосердии

Для меня это была школа общения, поэтому мне очень хотелось всех моих родных и знакомых вовлечь в это дело. Был опыт, когда я привела своих одноклассниц, но им не очень понравилось. Вроде бы они хорошо доброволили, но им было некомфортно улыбаться, подходить к людям, просить деньги для подопечных, о которых они знали только с моих слов. А я уже была знакома со многими подопечными лично и это выручало.

Затем мы стали помогать в направлении «Помощь детям»: старшие сестры устраивали праздники и мастер-классы для деток из «Бонума», противотуберкулезного диспансера и так далее. А поздравления на праздники в медицинских учреждениях для меня – один из любимых видов деятельности в Службе. Это такой стремительный марафон, в ходе которого ты видишь эмоции подопечных, ощущаешь радость, получаешь очень большой заряд позитива. Мы заходили в палаты, я поздравляла, говорила какие-то хорошие слова, пела.

Марина Ладина в "Бонуме"

Со временем я стала серьёзнее задумываться над тем, что переживают и чувствуют болеющие люди, когда мы к ним заходим, ведь кто-то не просто болеет, но еще и не очень хорошо относятся к Церкви, а кто-то вовсе стесняется своего положения. Поэтому я старалась быть как можно более предупредительной в этих марафонах. Этот навык пригодился, когда я стала фотографировать на поздравлениях, ведь фотограф должен бежать впереди всех других добровольцев и, подыскивая удачный ракурс, спрашивать разрешения у подопечных на съемку. Словом, суетливая это должность.

Фотоаппарат – ее помощник и защитник

Фотоаппарат впервые оказался у меня в руках во время крещения племянницы. Сестра-фотограф, понятно, фотографировать не могла и отдала мне фотоаппарат, чтобы я запечатлела это событие. Потом она строго отсмотрела все кадры… и пригласила в Службу в качестве фотографа. Да и я сама вдруг осознала, что у меня появилась потребность фотографировать, потребность именно так запечатлевать и передавать мой взгляд на мир. Для меня было открытием, что за фотоаппаратом я – и наблюдатель, и участник события. Но участник, надежно защищенный камерой.

Моим первым учителем, естественно, была сестра Марина. Мы с ней снимали одно место в разное время, а потом сравнивали и обсуждали кадры. У меня фото получились теплые, с праздничными красками. А она могла увидеть жесткую социалку. Она в этом смысле более решительная что ли…
Фотография научила меня вглядываться в человека и таким образом общаться с ним. Поэтому самый любимый вид фотографии для меня – портрет. Очень сложно было на первых порах снимать детей-подопечных. Просто детей снимать – одно удовольствие, ведь у них столько непосредственных движений, эмоций, красок в характере. А при съемке подопечных деток есть масса нюансов.

Например, стоит задача снять крещение ребенка из психбольницы. Во-первых, это таинство, и ты максимально должен быть наблюдателем, не привлекать никакого к себе внимания. Главное то, что совершается между человеком и Богом – крещение. Во-вторых, мы не имеем права показывать лица наших деток, поэтому нужно снять ребенка не с лица, но чтобы было понятно, какую эмоцию он испытывает. Такие задачи учат изобретательности и смирению одновременно. Ведь, несмотря на то, что ты видишь какой-то отличный ракурс, если его нельзя сделать, то нужно смириться с этим.

В каких-то учреждениях ты можешь понять, что происходит, абстрагироваться, отодвинуть эмоции и относиться к съемке как к работе. Но бывают учреждения, в которых ты себя чувствуешь потерянным, сбитым с толку.

Помню, как мне было тяжело в детском онкоцентре, я даже плакала после съёмки. Очень тяжело было в хосписе. Особенно после того, как умерла наша прабабушка (ей было почти 100 лет и много лет мы за ней ухаживали). Ходишь по палатам хосписа и переживаешь не только сиюминутную боль сочувствия, но и боль, когда-то уже пережитую в собственной семье. Также ты понимаешь, что ты ни от чего не застрахован и можешь оказаться на месте подопечных. Но в сам момент съемки фотоаппарат снова тебя защищает. Берешь его и себя в руки и делаешь дело.

Тяжело, но в определенном смысле и весело проходят съемки в Автобусе милосердия. Я поняла, что, снимая бездомных, нужно не только быть настороже, но и относиться к процессу с долей иронии, потому что от бездомных можно ожидать чего угодно. Однажды мы приехали в Автобус с нашим фотографом Владимиром Солдатовым. Владимир вообще человек очень позитивный, по-хорошему эмоциональный, способный даже мертвого во время съемки оживить. А тут вдруг один бездомный, от которого попахивало алкоголем, начал задираться и бесцеремонно выражаться (видимо, ему не понравилось, что мы тут снимаем). Владимир кроме занятий фотографией еще и боксом занимается. Ситуация неожиданно обострилась, и мне пришлось между ними, как рефери, встать. Благо, в Автобусе есть еще один надежный человек – водитель, Андрей Борисович, который очень чутко следит за ситуацией и всегда готов защитить любого добровольца. Все разрешилось благополучно. Но в Автобус я всегда приезжаю с особым трепетом: бездомные не любят фотографироваться, как бы ты ни объяснял, зачем нам это нужно, и есть несколько человек, которые всегда откликаются на нашу просьбу о фотосъемке.

Праздник в тубдиспансере

И на третьем месте по сложности стоят съемки добровольцев. Да, именно добровольцев. Многих приходится убеждать, что нужно сфотографироваться. Нужно открыть свое лицо, потому что нам важно показать жизнь в Службе, показать людей. А если человек заранее решил творить добрые дела в тайне, а тут его просят встать в кадр, то ему приходится смиряться. Вот и приходится доносить мысль, что смирение важнее всех тайных добрых дел. А потом ты убеждаешь добровольцев, что смириться им придется и зимой, и весной, и летом, потому что нам нужны разные кадры… Поэтому я очень благодарна всем людям за терпение и смирение, за помощь в этом общем деле.

Друзья, продолжение следует, а пока мы просим вас поучаствовать в сборе средств на профессиональное освещение для наших добрых фотографов в сборе средств на профессиональное освещение для наших добрых фотографов.

20 декабря 2019г.