Исцелить душу с помощью инструкций невозможно

Общественные стереотипы отношения к психическим заболеваниям всегда были довольно жесткими. Родовое проклятие, сглаз или порча, ненависть родителей по отношению к еще неродившемуся ребенку, особая заинтересованность таким человеком со стороны потусторонних сил или наоборот безумие как результат интереса человека к потустороннему. Сегодня к этим причинам добавляется сбой генетики, наследственность, влияние стрессов. К вопросу «за что?» (почему человек заболел) добавляется вопрос «как это лечить?». Но есть и третий вопрос, который, как правило, ставится Церковью – «для чего?». И этот вопрос выдает главное – оказывается, в Церкви есть несколько отличный от общественного и врачебного взгляд на психическое заболевание, его причины и следствия.

Священник по долгу службы встречается с психически нездоровыми людьми почти также часто, как и врач. Они приходят в храм сами, их приводят близкие люди, почувствовавшие неладное и надеющиеся на помощь, о них рассказывают родственники, которые сами нуждаются в поддержке. Врач лечит тело, надеясь облегчить душевное состояние. А чем может помочь в лечении душевных недугов Церковь?

Сегодня мы беседуем со священником храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (Екатеринбург) Валерием Мартьяновым, окормляющим родителей, воспитывающих детей с психическими заболеваниями. В то время как волонтеры проводят творческие и развивающие занятия для детей, священник беседует с родителями.

– Отец Валерий, когда к вам в храм приходят родственники психически нездоровых людей, то какой помощи они от вас ждут?

– Помню, как несколько лет назад, когда мы только начинали встречаться с родителями детей с ментальными нарушениями, во время бесед я видел усталые, недоверчивые и даже холодно-равнодушные глаза. Многие, ухаживая за своими особыми детьми, настолько выматывались, что, приходя в храм, просто засыпали. Усталость и опустошение, накопившийся страх - «что будет дальше?» и непонимание - «за что?»…

Мы просто начали вместе изучать Евангелие. Так как встречались мы с ними по субботам, то, как правило, на повестке дня было грядущее воскресное евангельское чтение. И вот прошло время, и люди стали постепенно оттаивать. Они каждый раз находили в Евангелии то, что касалось именно их ситуации или переживания. Постепенно они начали проговаривать то, что наболело у них на сердце, начали задавать вопросы. Думаю, в храме они почувствовали, что здесь их никто не осудит, что никто не будет корить их за болезнь детей, обвинять во всех смертных грехах, что и к самим детям здесь отнесутся с любовью. И что они здесь не будут ни для кого помехой, не будут лишними.

В случае с психическим заболеванием, конечно, важно пытаться что-то сделать для изменения ситуации (лечиться), но не менее важно изменить и свое отношение к ситуации. Мы не даем родителям психологических рецептов, как им поставить себя, как «реабилитироваться» в глазах общественности. Мы помогаем им узнать о Христе, прийти к Нему. Потому что когда это главное произойдет, то все остальное встанет на свои места.

Когда твой близкий вдруг под влиянием болезни изменился до неузнаваемости, поможет только любовь. Чем поможет? Любовь отогревает сердца, делает более теплыми отношения, неформальной заботу.

– Батюшка, а есть ли примеры того, что изменение родственника привело к облегчению ситуации с самим больным?

– У меня есть свой личный опыт выстраивания взаимоотношений с близким человеком, у которого внезапно проявилась психическая болезнь. Первое, что пришлось пересмотреть, – это уровень требований к такому человеку. Все твои планы и строгости теперь упираются в простой факт – человек болен и не может соответствовать твоим прежним ожиданиям. Но с другой стороны, нужно чтобы он и не чувствовал себя ущербным. Приходится учиться больше прощать, больше помогать, быть мягче. И это приносит свои плоды: при том, что человек получил инвалидность, состояние его нормализовалось. Если раньше часто были всплески сопротивления, грубости, раздражения, то теперь он сам становится более терпеливым. Мы вернулись к нормальному человеческому доброму общению. Мы можем говорить о болезни без стеснения или умалчивания, и это не вызывает у нас стыда, испуга, отторжения или печали.

Мы приняли то, что случилось с нашим близким, и это принятие помогло изменить отношение и к проблеме, и друг ко другу. Почему это произошло? Потому что когда заболевает твой родной и близкий человек, то у тебя не только меняется отношение к нему, но и качество твоей молитвы за него. При том, что ты продолжаешь находиться в напряжении, в любой момент ожидая сбоя, есть и твердая убежденность – Господь по милости Своей всегда рядом. Есть и примеры других семей, жизнь в которых – сущий ад, исполненный бессмысленных мучений.

– Почему бессмысленных?

– Вспомните евангельских двух разбойников, распятых по правую и левую руку от Христа. Оба страдали, мучились. Но страдания одного привели к спасению, а страдания другого к погибели. Так и с болезнью. Принимаешь ты ее как жизненный крест или не принимаешь – тебе все равно придется ее понести. Но если ты воспринял болезнь как крест и несешь его, опираясь на помощь Бога, подаваемую в Церковных Таинствах, то этот крест становится для тебя спасительным.

Психическая болезнь не закрывает путь человека к Богу и спасению.

– Есть представление, что в храм многие приходят, как в больницу, то есть за исцелением. Можно ли на него надеяться в случае с психическим заболеванием?

– Бог всесилен и может исцелить всех болеющих на Земле. Вопрос – насколько это полезно, если, как мы уже выяснили, именно через болезни люди начинают качественно меняться, а в благополучии про Бога просто забывают? Вы, может быть, удивитесь, но психически больные люди редко приходят в храм в поисках исцеления. В большинстве случаев они еще вовсе неверующие.

– Зачем же неверующие идут в храм?

– Они приходят в поисках элементарного душевного покоя. В миру много раздражителей: конфликты, злоба, унижение, предательство…, потоки транспорта, звуков, образов, событий, разного рода информации. Тут трубы лопнули, там ДТП, здесь соседи что-то сверлят или курят на балконе, вокруг множество других людей, нетерпимых, раздражительных, неуравновешенных. А в храме даже чисто внешне обстановка иная: здесь нет спешки, здесь люди по-другому себя ведут, здесь больше тишины и порядка – уже это привлекает.

К сожалению, иногда болезнь не пускает человека в храм. Многие болезни вырастают на почве гордыни, но такие психические заболевания как шизофрения, например, особенно связаны с этой страстью. И вот человек вроде бы и хочет прийти в храм не просто внешне, а воцерковиться, но болезнь его отталкивает. Одна из особенностей проявлений шизофрении – это убеждение, что весь мир к тебе враждебен. И вот несчастный (верующий и крещеный) бегает по храмам в поисках лучшего батюшки, лучшего храма, но тут и там замечает недостатки и недостойных, вступает в конфликты, раздражается.

– Одна из очевидных взаимосвязей – это психическая болезнь и оккультизм. Даже одно обращение к колдуну или экстрасенсу глубоко повреждает человека, а если он «балуется» с темными силами достаточно долго, то повреждение становится практически необратимым. Психозы, депрессии, распад отношений, суициды – самые распространенные последствия. При том, что сегодня очень много информации на эту тему, люди все равно занимаются и магией, и прочими оккультными практиками. Почему?

– Потому что «люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3, 19). Такие люди из-за непомерной гордости (а именно она подталкивает человека к тому, чтобы узнавать будущее, привораживать кого-то или «раскрывать в себе особые способности») уже не могут исправиться с помощью других людей.

Может ли такой человек, добровольно отдавший свою душу во власть дьявола, покаяться? Чтобы покаяться, нужно прийти в себя. А это происходит, только когда человек начинает испытывать боль и страдания от того, чем занимается. Пока не больно, пока любопытно, пока магия работает, человек не видит, что он, возможно, уже прошел точку невозврата. Так вот, большой вопрос – сможет ли он из такого падения и плена вдруг потянуться к Богу, сможет ли гордец, который якобы все держал в своих руках, обратиться к Богу за помощью?

– Правда ли, что психические заболевания обостряются не только при приближении к святыне (Святым Дарам или чудотворной иконе), но и при наступлении Великого поста и особенно Страстной седмицы?

– В эти периоды обострения случаются и с рядовыми прихожанами, что уж говорить о психически больных людях. Обостряются семейные, служебные отношения, потому что обостряются страсти, с которыми Великим постом ведется особенно упорная борьба. Тут уж очевидна взаимосвязь духовных проблем с состоянием души и тела.

Вообще душевное состояние психически больных людей нередко таково, что они не могут вести нормальную церковную жизнь. Ведь чтобы бороться со страстями, работать над собой, надо видеть себя более-менее адекватно, а именно этого болезнь и не позволяет. Медикаментозная помощь на то и направлена, чтобы через воздействие на тело слегка ослабить болезнь. А когда она ослаблена, человек может и духовный труд взять: молиться, читать духовную литературу, ходить на богослужения. И очень хорошо, что психиатрические клиники сегодня начинают плотнее сотрудничать с Церковью в деле помощи больным людям.

– Есть ли в Церкви какие-то методики работы с психически больными прихожанами?

– Методика – это инструкция. Инструкции сегодня очень востребованы и ожидаемы. Но инструкция почти всегда наступает на свободу человека. Она его особенности пытается сгладить, а иначе она просто не сработает. Если бы Богу было угодно, Он оставил бы именно инструкцию, а не Евангелие. Когда-то фарисеи и книжники превратили Священное Писание в инструкцию, и закончилось это богоубийством, распятием Христа. Евангелие побуждает искать, вникать, меняться, и у каждого человека этот путь индивидуален. Поэтому, когда в Церковь приходит психически больной человек, то и для него нет инструкции, а есть возможность найти свой индивидуальный путь к Богу, и священник должен ему помочь.

В Церкви инструкции не работают. Например, несколько лет назад патриаршим указанием, а также Решением общего собрания духовенства Екатеринбургской епархии были введены в приходах обязательные огласительные беседы для всех, кто хочет принять Таинство Крещения. Была масса недовольных тем, что им нужно веру знать прежде, чем они крестятся. Но были и те, кто послушно ходил на эти беседы: раз для допуска ко крещению нужно оглашаться, то похожу. Пройдя беседы и крестившись (то есть выполнив инструкцию), эти люди пропадали. Почему? Потому что им Христос не был нужен. Им нужна была «таблетка» (крещение), через которую все проблемы быстро уйдут. То, что причина страдания в тебе, в твоем рабстве греху, это людям слышать неинтересно и неприятно, меняться они не хотят.

Некоторые откликаются, хотя евангельская статистика такова: из четырех семян прорастает только одно, из десяти исцелившихся один возвращается поблагодарить, из десяти дев только пять приходят на пир – на самом деле христиан мало.

В храме нужна не инструкция, а чтобы тебя зацепило за самое сердце, разбудило бы тебя, помогло бы вырваться из суеты, беготни, стереотипов, предубеждений. А чтобы это произошло, нужно внимательно отнестись к той боли, которую человек принес в храм. И это касается и священников, и прихожан.

– Верующий человек знает, что после второго пришествия Христа все люди воскреснут, и не будет болезней, ни физических, ни психических. Болезнь – не часть человека, а последствие греха. И сегодняшний больной по воскресении будет не то что нормальным, а совершенным. Наверное, когда родитель на своего больного ребенка или муж на свою страдающую жену смотрит с любовью, они видят грядущее, и это позволяет им терпеть настоящее…

– Так это и есть вопрос веры. Если человек только в этой земной жизни надеется на Христа, то это несчастнейший человек (1Кор.15:19). Если надеяться на Бога только здесь и сейчас, то Бог начинает восприниматься как «волшебная таблетка». Нет, наша вера и надежда не ограничиваются только земной жизнью, потому что Бог создал человека не для временной, а для вечной блаженной жизни с Собой.

И еще раз повторю, главное, желая помочь ближнему, начинай с себя. Помогай нам в этом Господь!

Читайте первую часть тут – Первый психический эпизод – что это и почему его нельзя оставить без вниманияico}

21 октября 2019г.