Встреча с несвятыми святыми

Православная Служба Милосердия Екатеринбургской епархии любит ездить в паломнические поездки. Дивеево, Тобольск, Белогорье, Оптина пустынь, Троице-Сергиева Лавра – немало святых мест мы посетили вместе, находя ответы на многие свои вопросы, и конечно, каждый – что-то уникальное и полезное именно для своей души.

Новую цель определила книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и его же фильм – еще год назад всем очень захотелось побывать в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где живут удивительные молитвенники, где сохранилось старчество, в монастыре, который существует уже более пяти веков и ни разу не закрывался.

И вот в середине октября мы в количестве 43 человек отправились в паломничество на целых девять дней! Взрослые взяли отпуска, дети отпросились из школы. Взяли с собой и зонты, и теплые вещи (погода ожидалась пасмурная и прохладная), не забыли и спальники с пенками – в поездке нам предстояло провести ночи как в автобусе, так и паломнической гостинице, так и просто на полу в одном из монастырей. Вот с такими огромными рюкзаками и сумками все собрались поздним вечером пятницы у нашего родного екатеринбургского храма св. Пантелеимона, чтобы совместно помолиться и испросить поддержки и сил на дальний путь. Во главе нашей группы – духовник, руководитель Службы и Отдела Социального служения отец Евгений Попиченко. Наша группа по составу как всегда была очень интересная и живая, а еще разновозрастная – от 13 до 70 лет. Кроме того, в поездку отправился целый десант мужчин-богатырей (целых 14 человек!), которые обеспечивали надежный тыл и просто заработали множество слов благодарности за внимание и заботу от женской части группы.

Ну что ж, все заняли свои места, и мы отправились в долгожданное путешествие. Стоит отметить, что Псково-Печерский монастырь находится на северо-западе нашей страны, всего в нескольких километрах от границы с Эстонией (кстати, с 1920 по 1940 г. монастырь вообще был ее частью и благодаря этому избежал разрушения в годы советской власти). Поэтому отправляясь в столь далекий путь, мы решили побывать по дороге и в других примечательных святых местах. Традиционно мы путешествовали на автобусе паломническо-экскурсионной службы «Лествица», и поэтому смогли составить индивидуальный маршрут нашей поездки и заехать в разные храмы и монастыри.

Первым пунктом стал Ярославль – место прежнего служения нашего екатеринбургского митрополита Кирилла. В Толгском женском монастыре – он назван так потому, что стоит на реке Толге – мы встретили праздник Покров Пресвятой Богородицы. Среди святынь Толгского монастыря – Толгская икона Божией Матери (которая охраняется особым образом), мощи святых князей Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев. Большой радостью стала возможность приложиться к мощам святителя Игнатия Брянчанинова – учителя покаяния и молитвы, труды которого являются настольной книгой многих участников поездки. Монастырь принял нас как старый добрый друг: здесь очень красиво, уютно и по-домашнему тепло, вкусная трапеза от сестер, пруд с уточками. Совсем не хочется уезжать...

Продолжая путь в сторону Пскова, мы остановились в Санкт-Петербурге. Этот город любят многие и большинство из нашей группы были очень рады появлению в маршруте Питера. Александро-Невская лавра, Свято-Никольский собор, часовня Ксении Блаженной, молебен у мощей Иоанна Кронштадтского, подворье Оптиной пустыни, Казанский собор… Столько благодати и радости ощутили мы в этот день – у многих сбылись их давние желания. Кто-то никак не мог попасть в Морской собор, кто-то впервые помолился в часовне св. Ксении и просил ее заступничества перед Господом, кто-то заметил слезинку на щеке и наполненные слезами глаза на иконе св. Иоанна Крондшатского и никак не мог оторвать от нее взор.

По милости Божией в этот день, несмотря на нескончаемые городские «пробки», мы уловили этот дух святости Петербурга, и каждый в этот день что-то открыл в себе и для себя. В оставшееся от экскурсий время – для всех желающих – прогулка по вечернему Невскому проспекту Питера. Вторая ночь в паломнической гостинице и ранний выезд – мы едем в Печоры!

Ну что ж, вот мы проехали Псков, ждем появления Печор и ищем нашу гостиницу. Тут нужно было набраться терпения. По словам встречающей стороны, найти ее было очень легко: на трассе видим нужный указатель, за ним поворот. Не тут-то было! Мы около часа ездили вперед и назад по Печорам, чтобы найти нужный указатель. Нашли! Слава Богу! Быстро обедаем и отправляемся знакомиться с монастырем. История Псково-Печерского монастыря начинается с Богом зданным пещер. В них поселились монахи, обретя здесь молитвенное уединение. Пещеры постепенно были расширены, построены подземные и наземные храмы. Сегодня монахи не живут в пещерах, у них есть братский корпус, а в пещерах хоронят тех, кто уже перешел в жизнь вечную. Более 10 тысяч монахов упокоились здесь и молятся за всех тех, кто оказывается в монастыре. Из захоронений последних лет – гроб старца Иоанна Крестьянкина, любимого многими людьми, обретшими его помощь. Возле него мы совершали панихиду, а затем ко гробу можно было приложиться (коснуться рукой через специальное отверстие в стене). Гробы здесь не закапывают, а ставят просто так друг на друга и закрывают проем.

Невозможно не поделиться впечатлениями от посещения пещер. Кстати, многие наши друзья, узнав, что мы едем в Печоры, первым делом спрашивали: а в пещеры вы пойдете? Мы отвечали, что не знаем.. Мы попали в пещеры, причем были там 2 раза! Заходишь в них через двери как в обычный храм, зажигаешь свечку, два шага, поворот – и ты оказываешься в пещерах. Какой там необыкновенный воздух, чистый и очень свежий. Совсем не холодно, под ногами мягкий песок, в руках свеча даже «не капает», просто сгорает без остатка. Нас много, не все слышат, что рассказывает экскурсовод впереди группы, поэтому, кто идет в конце, просто смотрит и пытается почувствовать дух пещер. Остановка! Нам показывают небольшое окошко в стене, мы заглядываем: свечка озаряет стоящие друг на друге гробы. Они ничем не засыпаны, просто стоят. Вот так и хоронят монахов в пещерах. Надо же! А вот и место упокоения отца Иоанна Крестьянкина. Здесь происходит совсем удивительное: каждый может приложить руку к его гробу через небольшое отверстие и помазаться освященным маслом. Прямо здесь отец Евгений служит панихиду об упокоении. От этого события остались необыкновенные впечатления: во-первых, само место его проведения, во-вторых, пока мы ждали кадило, решили записать для поминовения имена своих родных. Стоя в пещере практически в темноте при свете одних свечей, каждый по очереди называл имена, и они, только прозвучав, словно сразу возносились на небо. Силу этой молитвы почувствовал каждый. С очень теплым и радостным чувством мы выходили из пещер, здесь чувствовалось, что все, кто здесь нашел место упокоения, за нас молятся, молятся каждый день, каждый час, каждую минуту, каждую секунду…

На территории монастыря – несколько маленьких древних храмов, очень уютных, как будто вылепленных вручную. В каждом – чудотворные иконы, мощи святых. А главное – живые святые. Ведь эти монахи, которые сегодня здесь подвизаются, владеют бесценным духовным наследством, и наверняка кто-то из них уже сегодня обладает настоящей молитвой, умеет распознавать волю Божию и исполнять ее. Нам даже повезло рядом с некоторыми из них постоять на братском правиле, всенощной и литургии.

Мы побывали в келье старца Иоанна Крестьянкина. Экскурсию проводил келейник старца, архимандрит Филарет. Келья сохранена в том виде, в котором она была при живом отце Иоанне (он отошел ко Господу в 2006 году). Отец Филарет помазывал нас елеем и кропил святой водой, а также дарил небольшие книжицы – келейные записки отца Иоанна и угощал конфетами. Кстати, кто только собирается в монастырь: обязательно привозите с собой конфеты – в подарок старцу Иоанну.

Из монастыря мы отлучались в Псков на экскурсию. Посетили Псковский кремль, Свято-Троицкий кафедральный собор, храм Василия Великого на горке и Снетогорский женский монастырь, а также храм святого благоверного князя Александра Невского, где встретились с отцом Олегом Тэором, после чего вернулись в монастырь. Из незабываемых святынь – волокна от плата Пресвятой Богородицы.

Еще один день в Псково-Печерском монастыре. Здесь нас ждало радостное и даже эстетичное послушание – мы убирали листья на территории монастыря. Была теплая солнечная погода, в Псковской области, в отличие от Урала, еще красивая золотая осень, и подметать солнечные кленовые и дубовые листья – одно удовольствие. Кроме того, некоторые помогали в овощехранилище, мужчины носили доски.

После работы мы побывали на экскурсии по монастырю. Ее провел отец Максим, монах добрый и с юмором. Он угощал нас яблоками и виноградом, познакомил с местной флорой и фауной – по образованию он географ. Такой простой и настоящий. Они все здесь такие.

Очень быстро наступил день прощания, с утра мы снова пришли на утреннее братское правило, причастились Святых Христовых Таинств, собрали вещи и сели в автобус. Осталось небольшое дело – передать в дар журналы «Православный вестник» и сладкие гостинцы в келью к отцу Иоанну. И полгруппы радостно снова бежит в монастырь! Слава Богу! Можно еще раз пройтись по «кровавой» дорожке, еще раз пообщаться с монахами, пусть последние 15 минут. И снова нас ждет подарок от монастыря в дорогу – это была просто огромная булка черного хлеба, которая выпекается монахами в настоящих русских печах.

Как бы не хотелось, но нужно возвращаться. Дорога предстоит дальняя. Выехали мы с большим опозданием, поэтому в мужской монастырь в Переславле-Залесском приехали уже за полночь. Вечернее правило прочитали еще в автобусе, поэтому прикладываемся к иконам в Никитском храме и раскладываем спальники, осталось на сон всего несколько часов. В 6 утра подъем – на братское правило. Храму уже около тысячи лет, здесь подвизался Никита Столпник, к мощам святого Никиты Столпника и его честным веригам мы смогли приложиться. Впереди нас ждет Кострома, ночь в автобусе, и вот мы наконец и дома! С возвращением!

Отзывы участников паломничества.

Протоиерей Евгений Попиченко:

– Мы с вами получили уникальную возможность окунуться в мир, где люди понимают и умеют читать музыку жизни. Вся жизнь - это музыка, которую при определенном настрое ума можно научиться понимать. Мы с вами побывали в том месте, где понимают эту музыку. Таких людей – духовных композиторов – называют старцами. Мы от них отличаемся тем, что мы не профессионалы, и даже не любители, а так, иногда как-то пытаемся что-то такое наигрывать, а в основном занимаемся суетой. И вот в монастыре мы получили еще возможность увидеть настоящую жизнь и попытаться правильно настроить свой собственный внутренний мир. Я для себя открыл свой монастырь, если можно так сказать, потому что дух братий оказался очень близким - и по простоте, и по тому юмору, который монахи спокойненько переживают и не видят в этом какого греха. Очень близок отец Филарет, келейник отца Иоанна Крестьянкина. Мы с вами еще один якорь в жизни нашли, якорь очень устойчивый и спокойный. Через год хотелось бы вернуться снова в Псково-Печерский монастырь и пожить здесь подольше.

Максим Мельничук:

– Одно маленькое открытие, которое я для себя сделал: весной мы были в Свято-Введенской Оптиной пустыни - в честь введения Богородицы во храм, сейчас мы были в Свято-Упенском Псково-Печерском монастыре - в честь Успения Пресвятой Богородицы. Оказывается, есть еще третий монастырь – Пафнутие-Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы, надеюсь, мы в него когда-нибудь съездим. И как-то так все вокруг Богородицы. Я думаю, что главный человек, главный наш святой - это Пресвятая Богородица, которая молится за нас.

Евгения Новосельцева:

– Мы привыкли к комфорту, который сглаживает проявления страстей, а в паломнической поездке есть возможность увидеть себя настоящего. Поэтому все бытовые и духовные трудности, которые нам встретились, – это опыт преодоления себя, самый главный опыт.

Анатолий Александрович Непрозванов:

– Самое большое впечатление произвели пещеры. Когда мы в них зашли, то словно изолировались от всего земного, погрузились в другой мир, в котором хочется остаться. Но ты знаешь, что надо выходить в жизнь, в мир, ведь это тоже дар Божий. Главное - сохранить внутреннее отречение от мира, от всех страстей, от всех греховных желаний.

Полина Чухланцева:

– Я в первый раз была в такой далекой и долгой паломнической поездке. Меня поразил режим дня: утром братское правило, потом литургия, послушание, потом панихида, потом вечернее правило – весь день состоит из молитвы. Тут учишься реально каждый раз молиться, перед началом и по окончании всякого дела. У меня дома нет такого порядка, чтоб все молились, и я раньше стеснялась молиться перед едой, например, а теперь я без молитвы уже не могу, она становится естественной.

Наташа Калинина:

- Впечатления превзошли самые смелые ожидания, я и не думала, что все так будет. Я просто в духовном восторге!

Надежда Дубровская:

– Мне очень понравилось в келье отца Иоанна Крестьянкина. Мы там несколько минут были, но такое ощущение невероятное. Я села на диванчик напротив его кровати, и как будто он сидит напротив меня. И я ему задала вопрос, который меня интересовал. А когда мы выходили, то отец Филарет давал нам книжечку – каждому свою. И вот на первых трех страницах был полностью ответ на мой вопрос.

Спасибо Ивану Мозговому, организатору паломничества и бессменному шеф-повару автобуса.

Спасибо экскурсоводу Наталье Геннадьевне, которая умела так вовремя дать нужную информацию и просто подружиться с нашей группой.

Спасибо и нашим водителям Сергею Алексеевичу и Александру, которые терпеливо возили нас каждый день!

Спасибо всем участникам поездки!

Всем до скорой встречи! Следите за нашими анонсами!

Отец Евгений Попиченко в серии выпусков "Церковного календаря" на телеканале "Союз" поделился впечатлениями от поездки в Псково-Печерский монастырь: