Милосердие «по долгу службы»: роль матушки в развитии социального служения обсудили на практике для священников
«Роль матушки в деле развития приходского социального служения» – так звучала тема панельной дискуссии, которая была предложена участникам VII практико-ориентированной стажировки по церковному социальному служению. Очень быстро тема оказалась расширена, и круг вопросов включил в себя следующие: должна ли матушка заниматься социальным служением «по долгу службы»? как священнику найти правильный баланс между служением людям и служением своей семье? о чем переживают матушки?
Вступительное слово взял протоиерей Евгений Попиченко, духовник и руководитель Православной Службы Милосердия. Он поделился личной историей о балансировании между служением священника и семьей:
Перед гостями выступали матушки: Татьяна Вильчинская, Ксения Кабанова, Наталья Задорина и Наталья Манина. В дискуссии активно участвовали и гости.
Так, на вопрос о том, является ли социальная работа полем деятельности для супруги священника, матушка Наталья Задорина (супруга иерея Димитрия Задорина, настоятеля храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Горный Щит) ответила, что жизнь матушек прекрасна, у них есть много возможностей для реализации себя, своих талантов, есть возможность зажигать в людях какие-то искры. Матушка бы хотела поделиться той искрой, тем вдохновением, которое она открыла для себя, на которое ее благословил муж и благословил отец Евгений Попиченко, так как она является сестрой милосердия. Когда речь идет об организации социального служения в приходе, самое первое и важное – это дело должно матушке нравиться. Матушка заметила, что очень важно, когда ты с душой подходишь к своей работе, к своей деятельности. Должно нравиться общаться с людьми, организовывать какую-то деятельность, решать проблемы.
Второй важный момент – милосердию нужно учиться. Конечно, какие-то проекты можно начать реализовывать без особой подготовки. Например, открыть гуманитарный склад и сделать его точкой входа для людей нецерковных. Ведь люди часто просто боятся зайти на территорию храма, а гуманитарный склад, куда одни приносят вещи и продукты, а другие получают помощь, помогает людям впервые приглядеться к тому, что там на территории храма происходит. Потом, глядишь, они зайдут в церковную лавку или библиотеку, а затем и в сам храм на службу. Но есть проблемы, в решении которых можно помогать только при условии наличия специальных знаний и навыков. Например, работа с зависимыми людьми. Чтобы организовать на базе прихода школу трезвости, матушке Наталье с батюшкой пришлось учиться, чему она была очень рада. Но еще раз подчеркнула, что участие матушки в таких проектах должно быть интересно ей самой, иначе это просто приведет к выгоранию.
Матушка Татьяна Вильчинская поделилась, что социальное служение тесно переплетено для нее с семейной жизнью:
Матушка Ксения Кабанова отметила, что очень важно всесторонне поддерживать мужа, ведь на плечах священника достаточно много послушаний. Кроме богослужения он встречается с людьми, занимается просвещением, окормляет прихожан на дому и в домах престарелых, ездит к военным. А еще и настоятель с него может спрашивать: «Почему после пандемии людей меньше стало? Наверное, ты плохо работаешь с прихожанами». Понятно, что настоятеля волнует вопрос потери прихожан. Но ведь священник тоже переживает из-за этого, хотя он и не может отвечать за свободный выбор тех, кто перестал ходить в храм. Он может просто честно служить. Но если груз ответственности становится слишком большим и соединяется с отсутствием поддержки, в итоге батюшка может просто «выгореть», эмоционально и физически устать и даже заболеть. Поэтому матушка Ксения старается чаще давать батюшке положительную обратную связь, так как его и так окружает много критики. И главное – постоянно думает: «Как я могу ему помочь? Могу петь на клиросе, вести социальные сети, могу помогать в оглашении – лишь бы чуть-чуть облегчить его служение и чаще быть с ним».
В ходе дискуссии обсуждалась и такая острая проблема как низкий уровень воспитания прихожан, который приводит к отношению к священнику, как к обслуживающему персоналу, который должен быть на связи «24/7». Такие прихожане не думают о том, что священник после службы должен добраться домой, поужинать, уделить время семье. Они могут в любой момент по своей прихоти позвонить, чтобы задать пустяковый вопрос, могут требовать исповеди в то время, когда удобно им, а не во время вечерней службы и так далее.
Впечатлениями от прошедшего мероприятия поделилась Юлия Косолапова, специалист отдела социального служения Екатеринбургской епархии по работе с благочиниями и один из организаторов стажировки. Она отметила, что эта практика, безусловно, отличалась от предыдущей. Первое отличие в том, что сами благочинные рекомендовали священников для прохождения этого обучения. Отличалась и программа – она была более динамичная, живая, в нее были встроены новые формы работы, что дало свой положительный результат – активность включенности священнослужителей была на очень высоком уровне. Организаторы получили большой положительный отклик от участников, которые озвучили свое желание и дальше встречаться, чтобы заряжаться новыми идеями. Как оказалось, многим из священников и их матушкам не хватает такого общения с единомышленниками.
Два дня пролетели быстро. Каждый из выступающих поделился знаниями и опытом. Спасибо всем участникам!
Хочу помочь