Милосердие «по долгу службы»: роль матушки в развитии социального служения обсудили на практике для священников

«Роль матушки в деле развития приходского социального служения» – так звучала тема панельной дискуссии, которая была предложена участникам VII практико-ориентированной стажировки по церковному социальному служению. Очень быстро тема оказалась расширена, и круг вопросов включил в себя следующие: должна ли матушка заниматься социальным служением «по долгу службы»? как священнику найти правильный баланс между служением людям и служением своей семье? о чем переживают матушки?


Вступительное слово взял протоиерей Евгений Попиченко, духовник и руководитель Православной Службы Милосердия. Он поделился личной историей о балансировании между служением священника и семьей:

– В начале нашего совместного пути мы с матушкой решили служить Церкви по мере наших сил. Мы вместе ездили по требам, она пела, я служил. Но по мере рождения детей (а их в итоге родилось пятеро) она все больше привязывалась к дому, а я все больше пропадал в храме и в социальных проектах. Я сначала и не замечал, что эта разъединенность очень сильно подорвала нашу семейную жизнь. А когда заметил, то ужаснулся и принял волевое решение – возвращаться обратно в семью. Возвращаться своим участием, временем, которое я ей посвящаю, своим вниманием. С тех пор прошло почти 10 лет и мы до сих пор не исправили всех последствий того кризиса. Поэтому я очень рад, что сегодня мы можем поговорить о таких важных темах и выслушать самих матушек. Ведь многие жены священников просто не имеют возможности рассказать о том, что у них наболело. А значит, проблема не решается.

Перед гостями выступали матушки: Татьяна Вильчинская, Ксения Кабанова, Наталья Задорина и Наталья Манина. В дискуссии активно участвовали и гости.

Так, на вопрос о том, является ли социальная работа полем деятельности для супруги священника, матушка Наталья Задорина (супруга иерея Димитрия Задорина, настоятеля храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Горный Щит) ответила, что жизнь матушек прекрасна, у них есть много возможностей для реализации себя, своих талантов, есть возможность зажигать в людях какие-то искры. Матушка бы хотела поделиться той искрой, тем вдохновением, которое она открыла для себя, на которое ее благословил муж и благословил отец Евгений Попиченко, так как она является сестрой милосердия. Когда речь идет об организации социального служения в приходе, самое первое и важное – это дело должно матушке нравиться. Матушка заметила, что очень важно, когда ты с душой подходишь к своей работе, к своей деятельности. Должно нравиться общаться с людьми, организовывать какую-то деятельность, решать проблемы.

Второй важный момент – милосердию нужно учиться. Конечно, какие-то проекты можно начать реализовывать без особой подготовки. Например, открыть гуманитарный склад и сделать его точкой входа для людей нецерковных. Ведь люди часто просто боятся зайти на территорию храма, а гуманитарный склад, куда одни приносят вещи и продукты, а другие получают помощь, помогает людям впервые приглядеться к тому, что там на территории храма происходит. Потом, глядишь, они зайдут в церковную лавку или библиотеку, а затем и в сам храм на службу. Но есть проблемы, в решении которых можно помогать только при условии наличия специальных знаний и навыков. Например, работа с зависимыми людьми. Чтобы организовать на базе прихода школу трезвости, матушке Наталье с батюшкой пришлось учиться, чему она была очень рада. Но еще раз подчеркнула, что участие матушки в таких проектах должно быть интересно ей самой, иначе это просто приведет к выгоранию.

Матушка Татьяна Вильчинская поделилась, что социальное служение тесно переплетено для нее с семейной жизнью:

– Мы живем в селе. Поэтому когда в храм приходит нуждающийся, он по сути приходит к батюшке и ко мне. Батюшка может сказать: «Собери ему продукты» - и я собираю все, что он сам принес из храма в качестве панихиды. Также когда к батюшке приезжают из города гости (а это бывает часто и приезжают как по двое, так и по 20 человек), то сначала он с ними беседует в храме, а потом ведет их домой. И здесь я должна их всех накормить. В процессе обеда они могут увидеть как и чем живет семья священника, как мы общаемся, могут задать свои житейские вопросы. Батюшка считает, что это тоже наше социальное служение.

Матушка Ксения Кабанова отметила, что очень важно всесторонне поддерживать мужа, ведь на плечах священника достаточно много послушаний. Кроме богослужения он встречается с людьми, занимается просвещением, окормляет прихожан на дому и в домах престарелых, ездит к военным. А еще и настоятель с него может спрашивать: «Почему после пандемии людей меньше стало? Наверное, ты плохо работаешь с прихожанами». Понятно, что настоятеля волнует вопрос потери прихожан. Но ведь священник тоже переживает из-за этого, хотя он и не может отвечать за свободный выбор тех, кто перестал ходить в храм. Он может просто честно служить. Но если груз ответственности становится слишком большим и соединяется с отсутствием поддержки, в итоге батюшка может просто «выгореть», эмоционально и физически устать и даже заболеть. Поэтому матушка Ксения старается чаще давать батюшке положительную обратную связь, так как его и так окружает много критики. И главное – постоянно думает: «Как я могу ему помочь? Могу петь на клиросе, вести социальные сети, могу помогать в оглашении – лишь бы чуть-чуть облегчить его служение и чаще быть с ним».

В ходе дискуссии обсуждалась и такая острая проблема как низкий уровень воспитания прихожан, который приводит к отношению к священнику, как к обслуживающему персоналу, который должен быть на связи «24/7». Такие прихожане не думают о том, что священник после службы должен добраться домой, поужинать, уделить время семье. Они могут в любой момент по своей прихоти позвонить, чтобы задать пустяковый вопрос, могут требовать исповеди в то время, когда удобно им, а не во время вечерней службы и так далее.

– Возмутительно, когда к священнику проявляют потребительское отношение. Раньше, когда не было телефонов, человек со своим вопросом шел в храм, дожидался священника, чтобы спросить лично, или писал письмо и ждал ответа. А во время ожидания работал над собой, искал варианты решения проблемы, молился, просил у Бога помощи. А сейчас как удобно – из-за телефона батюшка оказывается «на коротком поводке». Можно по капризу что-то спросить, пожаловаться… Превратили священника в дешевых психологов! Священнику домой можно звонить только в случае, если кто-то умирает и нужно прямо сейчас его причастить. Конечно, воспитание прихожан - это наша пастырская задача, но и сами прихожане должны, наконец, осознать, что ответственность за их духовную жизнь лежит только на них. Священник – только помощник им в решении духовных (не бытовых или финансово-юридических) вопросов, а они в свою очередь должны помогать ему. Тогда только и можно будет наблюдать изменения в духовной жизни прихожан и укрепление общины в целом. Я очень благодарен нашим матушкам за озвученные проблемы, - отметил отец Евгений Попиченко.


Впечатлениями от прошедшего мероприятия поделилась Юлия Косолапова, специалист отдела социального служения Екатеринбургской епархии по работе с благочиниями и один из организаторов стажировки. Она отметила, что эта практика, безусловно, отличалась от предыдущей. Первое отличие в том, что сами благочинные рекомендовали священников для прохождения этого обучения. Отличалась и программа – она была более динамичная, живая, в нее были встроены новые формы работы, что дало свой положительный результат – активность включенности священнослужителей была на очень высоком уровне. Организаторы получили большой положительный отклик от участников, которые озвучили свое желание и дальше встречаться, чтобы заряжаться новыми идеями. Как оказалось, многим из священников и их матушкам не хватает такого общения с единомышленниками.

Два дня пролетели быстро. Каждый из выступающих поделился знаниями и опытом. Спасибо всем участникам!
Хочу помочь

28 декабря 2022г.