Дайджест Православной Службы Милосердия

Двадцатый выпуск...

Ведущая этого выпуска – руководитель направления «Помощь детям» сестра милосердия Елена Яковлевна Борщик:

– На прошлой неделе нам удалось закрыть сбор на продуктовые наборы для нуждающихся подопечных Православной Службы Милосердия. Мы благодарим каждого из вас, кто остался неравнодушным к этой очень важной теме. Кроме того, сейчас на сайте открылось два новых сбора: мы помогаем собрать средства на оплату курса развивающих занятий для семилетнего Кирилла Кулакова с аутизмом, а также помогаем собрать средства на очень нужный курс реабилитации для Елены Малановой. После травмы в бассейне женщина оказалась прикована к постели и инвалидной коляске. Как всегда, подробно истории этих людей и других Вы можете найти в разделе просьб. Их всех объединяет одно – они нуждаются в нашей с вами помощи и поддержке.

Кроме традиционных новостей, которыми всегда очень богата жизнь в Православной Службе Милосердия, весь август будет посвящён очень дорогому для меня проекту – «Помощь детям», который образовался 11 лет назад. Это был живой отклик на запрос одного из медицинских учреждений города на просьбу о помощи в сопровождении детей-сирот. Постепенно год за годом количество детских учреждений увеличивалось, они у нас абсолютно разные, география у них разная, специфика тоже. Это и детская онкология, и детский дом-интернат на Ляпустина, и детское отделение психиатрической больницы, и медицинский центр «Бонум», и коррекционная школа на Бакинских комиссаров, и детские дома нашего города. В общей сложности на сегодняшний день это 16 детских учреждений, включая такое новое и серьезное направление, как помощь в детском хосписе, образованном недавно. Помощь в наших учреждениях нужна разная, это и уход, и досуг, и развивающие занятия, могут применяться все таланты и способности, которые есть у наших добровольцев, чтобы скрасить жизнь ребёнка, который находится как временно в медицинском учреждении, так и постоянно проживающих, допустим в детском доме или реабилитационном центре детей. У нас в одной связке вместе служат и сестры милосердия, и добровольцы.

Примерно год назад в Службу Милосердия обратился замечательный человек, у которого очень болит душа о наших детях, в частности об их образовании. Это профессор УрФУ Черепанова Екатерина Сергеевна. У нее есть очень дружная сплоченная команда педагогов, которые готовы помогать нашим детям, в первую очередь тем, кому тяжело живется финансово, чьи родители не могут позволить себе нанять репетиторов. Эта тема наиболее насущная в небольших областных городках, поэтому Екатерина Сергеевна предложила свою помощь и своих педагогов, которые могут и в Екатеринбурге, и дистанционно поддержать талантливых детей. Но для того, чтобы нам продолжать дальше этот нелегкий труд педагогов, их нужно отблагодарить финансово, для чего была открыта соответствующая просьба на нашем сайте.

Рассказывает профессор, руководитель проекта «Школа успешного абитуриента» УрФУ Екатерина Сергеевна Черепанова:
– Наши ученики создали некоммерческую организацию, которая ориентирована на помощь детям со стороны специализированных педагогов по основным предметам ОГЭ И ЕГЭ, чтобы они могли также конкурировать с детьми из более обеспеченных детей, из тех, кто проживает в Екатеринбурге.
Идея проекта заключается именно в том, чтобы сделать высшее образование или колледж доступными для всех детей. Наш опыт в школе успешного абитуриента показал, что самое главное – это мотивировать ребёнка, иногда встреча с хорошим педагогом, даже несколько занятий открывают новое видение предмета, дают второе дыхание, показывают, что ребенок может, что у него будет получаться, поддерживает его. И вот такой коллектив преподавателей мы как раз собрали в этой организации.

Один из преподавателей:
– Екатерина Сергеевна всегда собирает вокруг себя заинтересованных в работе людей. Я вообще сторонница концепции деятельного добра и всегда испытываю тревогу за судьбы тех детей, которые оказались в ситуации повышенной уязвимости. Понятно, что это хорошие дети, понятно, что это будущие граждане нашей страны, и у них нет равных возможностей получить образование. Очень хотелось поучаствовать в каком-то проекте, направленном на то, чтобы попытаться дать эти равные возможности.

– Самое главное, что я бы сказала про наших педагогов, что они даже за несколько занятий могут дать какие-то ключи, как решать не конкретную задачу, а видеть решение, находить это решение, это очень важно, – продолжает Екатерина Сергеевна. – Если несколько таких шагов показать, то в дальнейшем даже на бесплатных тренажерах онлайн мотивированный ребёнок может и сам подготовиться. Вот мы таких педагогов отбирали в первую очередь, которые лично очень интересны, сами являются учеными, яркими личностями, обладающие большим опытом. С ними встреча и общение ребёнка, на мой взгляд, очень важно, потому что мы не можем отделить в данном случае личность педагога от его мастерства. Это должно быть что-то целостное.

– Я всегда своей главной задачей при работе с детьми считаю не вызвать отвращение к занятиям русским языком. Предмет, вообще говоря, ведь сложный, и очень многие не любят заниматься русским языком, потому что быстрого успеха, как правило, не бывает. Но можно заинтересовать. А это уже напрямую путь к успеху. От интереса к принятию, от принятия к освоению, этот путь очевиден. По моему мнению, детям интересно, дети с благодарностью отзываются на это. Я не скажу, что здесь такая прямая корреляция, вот позанимался дополнительно и тут же повысилась успеваемость. Но мы ведь не только за отметку работаем, мы еще работаем для развития, а развитие безусловно в этот момент происходит.

– У меня есть ощущение, что помощь доходит до адресата, но, к сожалению, объем этой помощи мог бы больше. Я не чувствую, что сделано все возможное, не чувствую, что дети больше ни в чем не нуждаются. Было бы лучше заниматься индивидуально с теми детьми, которые немножко не дотягивают до среднего уровня. Им тяжело заниматься в группе, им лучше было бы заниматься индивидуально. Поэтому у меня очень хорошие чувства от общения с детьми. И хотелось бы продолжить участие в проекте, хотелось бы в большем объёме оказывать поддержку этим детям.

Рассказывает Елена Лопырева, наставник проекта «Путевка в жизнь»:
– В наставничестве я с первого дня, потому что это продолжение проекта «За други своя», где я являюсь добровольцем уже много лет. Суть наставничества – это индивидуальная помощь взрослого, формируется пара: наставник и подопечный. В идеале это устойчивая пара, длительные отношения, не меньше года, вот нашей паре уже наверно месяцев девять. Это было совершенно новое для меня направление, я даже не знала, кто такой наставник, чем он отличается от других людей, которые приходят в детский дом и оказывают какую-либо помощь. Но, благодаря Ольге Петровне Рудацкой, в эту тему достаточно глубоко погрузилась, а впоследствии сама прошла обучение и стала наставником.

Рассказывает Владимир, участник проекта «Путевка в жизнь»:
– Когда-то я был обычным ребёнком, как все в детском доме, и тут ко мне подходят и говорят: «У тебя будет наставник». Я обрадовался, что кто-то хочет со мной работать, помогать мне, и согласился. Наставник – это лучший друг, который тебя выслушает, поддержит и поможет.

– Вова закончил в этом году 9 класс, когда мы начали по осени с ним общаться, стало понятно, что это очень непростой для него год, потому что выпускные экзамены, подготовка, – продолжает Елена Лопырева. – Я узнала о том, что он хочет поступать в медицинский колледж, где очень высокие требования к уровню знаний, готовиться к экзаменам всегда непросто, большинство ребят обращаются к репетиторам, но у них в учреждении другие условия. Первое, что мы с ним сделали, начали заниматься математикой, я к нему приходила раз в неделю, и мы просто сами вдвоем решали какие-то задачи по математике. А потом состоялся разговор с Екатериной Сергеевной, и она предложила помощь, попробовать найти репетиторов. Екатерина Сергеевна подобрала замечательный педагогический состав, и в дальнейшем я также приезжала к Вове, но уже не для того, чтобы выступать в роли учителя, а просто была рядом для поддержки, занимались в режиме онлайн: педагог, я рядом и Вова как ученик.

– Это было очень нужно, потому что по некоторым предметам я сильно отставал. Я занимался по русскому, математике, биологии и географии, химии. Было очень комфортно, все было не как в школе рассказывали, а просто объясняли, как что надо сделать, просто сложить и все. Мне очень понравилось. У всех по-разному, кто-то может самостоятельно учиться, а кому-то тяжело, нужна помощь. Вот я, когда на экзамене сидел, мне помогли те слова, которые мне рассказывали, я все это запоминал, а потом, когда было нужно, я смог это сделать.

– Ну я считаю, что результат однозначно есть, потому что средний балл аттестата Володя подтянул очень неплохо, я видела, как горели его глаза, когда он начинал что-то понимать, и вот эта даже фраза «Я могу, я понял», конечно, очень дорогого стоит. С моей точки зрения результат очень хороший, большая благодарность тем педагогам, которые вложили частичку себя. Они дали не только знания, но ещё и уверенность в своих силах, что на экзаменах очень важно.

– Я хочу сказать, тем, кто будет заниматься – удачи, пусть они стараются, и они сами увидят процесс. А тем, кто будет жертвовать средства, спасибо вам большое, – заключает Володя.

– Дети – наше будущее, это те, кто будут строить нашу страну в дальнейшем, и поэтому , когда много одарённых детей, хотели бы и могли бы получать высшее образование, но не могут по той причине, что им чуть-чуть не хватает возможностей подтянуть свои знания, чтобы поступить в высшее учебное заведение, конечно, эта помощь будет им очень нужна. Очень бы хотелось, чтобы этот проект действительно получил развитие, и с замечательными педагогами, которые есть в школе успешного абитуриента, могли заниматься наши ребята, наши дети.

После пандемии проект «Помощь детям» очень нуждается в добровольцах. Больше двух лет детские учреждения были закрыты, и мы потеряли большую часть наших активных в прошлом помощников. Сейчас проект нуждается в вас, дорогие наши добровольцы. Очень хочется надеяться, что у нас снова будет огромная дружная команда добровольцев. Представляем нашего активного, успешного, слава Богу, не перегорающего со временем координатора добровольцев Анну Беккер, которая поделится своим опытом добровольческого служения:

– Изначально я себя пробовала в разных добровольческих направлениях, но они были такие краткосрочные, и какие-то не совсем определившиеся. Потом просто поступило предложение от человека, который мне сказал: «Ань, нам нужен координатор, мне кажется, что у тебя получится». Сначала я замешкалась, потому что понимаю, что это большая ответственность и что это надолго, не краткосрочное, что нужно решаться, брать и делать. И вот уже 3 года я координатор детского дома «Отрада». У детей, которые находятся в таких вот жизненных обстоятельствах, есть все. У них есть, что покушать, у них есть, что надеть, у них есть чем заняться, но нет самого главного – у них нет внимания, нет общения, некому их обнять, просто вот стать их взрослым другом. Потому что их единственные взрослые друзья – это их воспитатели, один воспитатель на 10 человек. У них нет наставника, нет взрослого товарища, которому они могли бы задать вопрос и получить взрослый вразумительный ответ. Я всегда люблю, когда приходят добровольцы-мужчины, потому что мальчишки в таких заведениях они больше хулиганские, и когда приходит мужчина – это очень редко и ценно. Потому все воспитатели женщины, а мужчин мало. И вот когда приходит мужчина, если он ещё и христианин, это здорово!

Расскажу о нашем добровольце Антоне. Он инженер-программист. И свои умения он решил принести в детский дом. Думаю, что всем мальчишкам нравится играть в компьютерные игры. А здесь такая возможность погрузиться в информатику, в программирование, и если у ребёнка есть способности – то развить эту способность. И вот сейчас они занимаются с Матвеем, с мальчиком, который обожает компьютеры, и они сейчас проходят язык программирования, и мне так хочется верить, что в будущем Матвею это пригодится. И помимо узнавания этой профессии и этого предмета, конечно же, происходит общение. И это важно, это ценно, это нужно.

В Евангелии точно сказано, что нужно приходить к тем, кто тебя ждет, кто нуждается в тебе, отдавать и не требовать взамен, ну и, наверное, нести слово Божие, мы поздравляем детей с праздниками и говорим с ними о вере, о вещах милосердия. Они все это внимают и растут с этим. Например, в последний раз, когда мы приходили с отцом Андреем Андреевым и говорили о вере, у меня был набор подарков, но они были все разные. И мы поступили так: достаем подарок, допустим, пусть это будет книга какая-то, и предложили детям поиграть в такую игру: «Вот эта книга, кому, как вы думаете, она нужна?» Допустим, книга о путешествиях. И дети все «Мне, мне, мне нужна!» А я говорю «Так, стоп, подождите, мы с вами только что поговорили о любви к ближнему, давайте подумаем, а кто любит у нас читать? Особенно о путешествиях?» Они задумались. «Так это Егор, Егор любит!». «Хорошо, значит Егору отдаём эту книгу. Давайте теперь возьмем, к примеру, конструктор. Кто у нас любит собирать конструктор?» Они опять «Мне, мне!». «Нет, подождите, ребят, вы опять о себе говорите. А подумайте, кто же любит из ваших близких собирать конструкторы?» «А, это Алеша, Леша». Таким образом мы раздали все подарки, побудив их подумать не о себе, а о своем ближнем. Вот таким образом разошлись эти подарки.

Очень грустно, когда доброволец приходит один раз, а потом появляются дела, и не хочется уже, или даже не можется. Потому что ребёнок же фиксирует твоё лицо, и он хочет, чтобы ты снова пришел. Должна быть ответственность, что если я иду к детям, не нужно ждать каких-то там благодарностей, какой-то там необыкновенной отдачи. В любом случае мы идём для того, чтобы отдавать. Отдача приходит, но она приходит позже. Когда ты придешь туда первый, пятый, десятый раз, вот тогда это приходит. Первое – это ответственность, а второе – любовь к детям. Их надо любить, их надо понимать такими, какие они есть. Потому что скорее всего это дети, которые уже повидали много всего в своей жизни. А третье – ты узнаешь себя, какой ты есть. Оказывается, нужно переступить через какие-то обстоятельства. Например, если кто-то ходит в тренажёрный зал, насколько тебе лень встать и пойти на тренировку. Но когда ты пересилишь себя и пойдешь потренируешься, ты говоришь себе: «Классно, все, я хорошо себя чувствую, хорошо, что я всё-таки на это решился». Здесь тоже самое, ты тренируешь свое я, когда говоришь: «Нет, нужно идти». А когда придешь, проведешь там мастер-класс, праздник, еще что-то, ты получил вот эту волну общения с детьми, вот этой радости какой-то элементарной, и ты понимаешь, что сходил не зря. Именно в этой тренировке самого себя заключается познание себя с новой стороны, это новые грани. Когда ты уже приходишь не в первый раз, то дети бегут к тебе «Здрааавствуйтеее!». Эмоции очень положительные, когда тебя узнают, когда ты понимаешь, что ты важен, что тебя ждут и не хотят отпускать. «Пожалуйста, не уходите. А мы там вот это, вот это. А хотите, мы вам покажем то-то? А я вот такую книжку прочитал!». Им всегда есть, чем поделиться, что показать. Им не хватает вот этих элементарных вещей – просто поговорить со взрослым человеком.

Мы очень надеемся, что вы присоединитесь к нашей дружной команде добровольцев. Нас ждут большие и добрые дела.

Стать добровольцем

Обо всех наших проектах и направлениях деятельности Православной Службы Милосердия можно узнать на нашем сайте www.ekbmiloserdie.ru и в наших соцсетях ВКонтакте и Телеграм.
06 августа 2022г.