«В каждой нашей вещи любовь и милосердие»

Благотворительный магазин в Екатеринбурге...

Что такое социальный секонд-хенд, почему благотворительные магазины конкурируют с брендовыми, почему люди, желающие купить новую вещь, выбирают бывшую в употреблении, и при чем здесь милосердие?

21 мая 2022 года в торговом центре «Мегаполис» открылся филиал благотворительного магазина «Две лепты». Сегодня мы беседуем с его руководителем – Юлией Шарифуллиной. Юлия уже несколько лет трудится в Православной Службы Милосердия Екатеринбурга, заведует финансами. Однако год назад именно она взяла под свою ответственность первый благотворительный магазин, открывшийся в Центре гуманитарной помощи.

Юлия, Вы всегда мечтали быть владелицей благотворительного магазина?

– Идея благотворительного магазина на самом деле не моя, мне предложил ее Евгений Шатских, исполнительный директор Службы Милосердия. Однажды после тяжелого рабочего дня (кабинет, цифры, отчеты, компьютер) я зашла к нему и сказала, что устала заниматься только финансами, что мне не хватает активности, встреч с людьми и так далее. Он сразу предложил: «Хочешь заняться благотворительным магазином? Есть идея открыть такой у нас в Службе». Для меня это была совершенно новая и неизвестная вариация развития темы милосердия и помощи подопечным, поэтому после разговора я начала активно изучать опыт работы благотворительных магазинов от Москвы до Барнаула.

Опыт Барнаула меня особенно впечатлил. Джамиля Семененко (Фонд «Облака») открыла уже семь благотворительных магазинов («Charity Shop») и отлично конкурирует с раскрученными брендовыми магазинами модной одежды. Но при том, что магазины прекрасно оформлены и сделаны по всем правилам маркетинга, в первую очередь организаторов заботит тема помощи нуждающимся через продажи. Большая часть пожертвованной одежды отправляется подопечным бесплатно, малая доля тщательно отбирается для благотворительной продажи, часть средств от которой также идет на помощь нуждающимся. Фонд «Облака» в прошлом году практически полностью финансировался за счет Charity Shop. Нас это очень впечатлило. Вот так после изучения опыта коллег из благотворительного кластера мы приняли решение – нашему магазину быть!

Магазин «Две лепты» работает в формате «секонд-хенд». Здесь можно купить одежду, обувь, книги, игрушки и аксессуары. На продажу мы отправляем около 5 % пожертвованных благотворителями вещей, а остальное, как и прежде, выдаем нуждающимся бесплатно в Центре гуманитарной помощи.

Помимо помощи подопечным назовите три причины, которыми Вы руководствовались при открытии магазина «Две лепты».

– Как финансист я видела, что в Православной Службе Милосердия на уставную деятельность (коммуналка, ремонт в служебных помещениях, зарплаты сотрудникам, развитие проектов) идет совсем небольшой поток денежных средств. Есть благотворители, которые целенаправленно поддерживают работу Службы, но все же охотнее люди жертвуют на просьбы, адресные сборы. Так вот, когда мы начали изучать опыт благотворительных магазинов, то стало понятно, что он может стать источником средств на уставную деятельность в том числе. Ведь в Центр гуманитарной помощи жертвуют очень много вещей, среди них много хороших, стильных, практически новых. Идея конвертации вещей в деньги и направления этих денег на работу самого Центра гуманитарной помощи меня очень заинтересовала.

Вы задумывались, что нужно для того, чтобы гуманитарный центр мог помогать нуждающимся каждый день? Вот только некоторые задачи:

  • закупать продукты для формирования и выдачи наборов
  • приобретать медикаменты по экстренным обращениям просителей
  • вести прием нуждающихся, выдавать гуманитарную помощь
  • доставлять гуманитарную помощь в другие города Свердловской области
  • оплачивать коммунальные услуги, заработную плату сотрудникам, вывоз мусора, хозяйственные и другие сопутствующие расходы.

В итоге набирается кругленькая сумма расходов. Вот и было принято решение открыть благотворительный магазин, чтобы любой желающий мог принять участие в благом деле, покупая красивую одежду и обувь и жертвуя вещи на продажу! Это первая причина.

Вторая причина – дать возможность людям красиво одеваться по доступным ценам. Очень многие люди не могут себе позволить одеваться по рыночным ценам. Они посещают эконом-маркеты, где продается одежда не всегда хорошего качества, не всегда красивая и стильная. У нас люди могут красиво одеться, не тратя больших денег, и при этом помочь нуждающимся.

Ну, и третья причина – это желание рассказать о Службе Милосердия, Центре гуманитарной помощи большему количеству людей. У нас регулярно появляются покупатели, которые, узнав о деятельности Службы Милосердия, сами становятся благотворителями, жертвуя вещи и продукты подопечным. Это же чудесно, когда твои хорошие вещи, которые по разным причинам не носятся, получают вторую жизнь. А ты таким образом проявляешь заботу о тех, кто нуждается, и о нашей планете.

Как Вы решились перебраться из Центра гуманитарной помощи, где просуществовали целый год и где в принципе была определенным образом настроенная аудитория, в крупный торговый центр с потоком самых разных людей?

– На самом деле идея проекта предполагала открытие магазина в людном месте. И то, что мы открылись в 2021 году на территории Центра гуманитарной помощи, было экспериментом. Мы хотели посмотреть, как люди будут реагировать на наш проект, какой будет отклик, какими будут продажи. Результаты были многообещающими: доход магазина полностью покрывал расходы Центра гуманитарной помощи на оплату коммунальных платежей, на зарплату продавца и одного из трех сортировщиков. Поэтому менее, чем через год, мы решились выйти в мир.

И как мир отреагировал?

– Когда мы открылись в торговом центре «Мегаполис», увеличился поток покупателей и просто людей, заходящих для интереса. В глазах некоторых посетителей читалось откровенное удивление… от цен. «Футболка 150 рублей? Шуба – 500. Что это значит? Пятьсот – это в долларах?». Многих заинтересовала идея социального секонд-хенда, они заходили и спрашивали: «Как это работает? Куда идут средства? Кто ваши подопечные?». Люди узнают про Службу Милосердия, про существование гуманитарного центра и его филиалов по всей области. То есть магазин стал очень эффективной площадкой, на которой мы популяризируем деятельность нашей организации и дела милосердия в целом.

Кто ваш покупатель?

– Мы называем их покупатели-благотворители, так как, покупая вещь, они делают вклад в благотворительность. Среднестатистического портрета я нарисовать не смогу, это очень разные люди. Есть молодые девушки, которые не боятся экспериментировать. Они приходят под руку со стилистом и составляют не просто единичные образы, но подбирают целый комплект вещей, которые можно микшировать. Есть посетители, которые в первую очередь хотят сэкономить и, приобретая вещи, поберечь свой бюджет. Есть люди состоятельные, но они приходят в поисках редких вещей и вообще являются завсегдатаями разных гаражных распродаж, секонд-хендов и так далее. Словом, люди разных возрастов, положений, с разными целями и мотивацией.

В названии магазина фигурирует евангельский образ. Он понятен людям нецерковным?

– Вполне понятен. Евангельский сюжет о вдове, которая пожертвовала храму свои последние две мелкие монеты, две лепты, достаточно известен. А те, кто не знает его происхождения, просто воспринимают «две лепты» как вклад в благотворительность. Притча нам напоминает, что любая, пусть даже небольшая жертва, может стать очень важной, прежде всего, для нас самих, если она совершается от всего сердца, ведь, по словам великого святителя Иоанна Златоуста, подлинно твоё только то, что ты отдал другим. И дела милосердия – это то самое средство, которое помогает, прежде всего, нам самим. Открывая свое сердце ближнему, делясь, осознанно помогая, мы делаем шаг к себе настоящему.

Как лично Вы примирили для себя желание иметь НОВУЮ вещь и покупку НЕ НОВОЙ вещи?

– Раньше я никогда ничего не покупала в секонд-хендах и вообще обходила их стороной. Но когда я глубже окунулась в эту тему, то пересмотрела свой взгляд на этот вопрос. Очень много красивых, качественных вещей можно купить в секондах по очень низким ценам. У нас есть покупатели, которые выглядят стильно, ухоженно, но при этом они все вещи подбирают либо у нас, либо в секондах.

И еще. Я полюбила эти вещи. Ведь если вдуматься, то в каждую вещь вложено столько человеческого труда. Ее произвели, потом везли и размещали в магазине, потом искали, выбирали, покупали – это первая часть истории. Потом хозяин решил ее пожертвовать, привез в гумцентр или положил в контейнер-собиратор. Он эту вещь точно любил, потому что не выбросил в мусор, а принес, чтобы она получила вторую жизнь. Потом один из наших сортировщиков ее отобрал а ведь эти сотрудники пять дней в неделю по семь часов в день отбирают одежду, тщательно оценивая ее качество, состояние, обращая внимание на разные мелочи. Это огромный труд! В каждой вещи нашего магазина живут любовь и милосердие, я в этом убеждена.

Если у Вас есть вещи в идеальном и очень хорошем состоянии, которые вам больше не нужны, вы можете принести их в Центр гуманитарной помощи (Екатеринбург, ул. Фучика, д. 3) с пометкой «на продажу». Так вы подарите им вторую жизнь и сделаете большое доброе дело!
По всем вопросам сотрудничества с благотворительным магазином «Две лепты» обращайтесь по телефону диспетчера Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге +7 (343) 200-07-04.
17 июня 2022г.