Жизнь с травмой наблюдателя, или Косвенные жертвы войны

Война глубоко ранит не только участников, но и тех, кто за ней наблюдает. Ведь человек не просто смотрит новости по телевизору или листает ленту в социальных сетях, но и активно сопереживает происходящему, даже если он реально не может повлиять на события. Эмоции достаточно сильны. Если они находят выход в ближайшем окружении, то человек может перессориться с близкими, не разделяющими его взгляд на ситуацию. Другая крайность – человек держит все переживания в себе, быстро утрачивает способность критически мыслить и зацикливается на тяжелых состояниях паники, печали, отчаяния или сильного гнева.

Надежда Гавриловна Валинурова, руководитель Службы психологической помощи «Ладья», кандидат психологических наук:

– Каждое утро у меня начинается со сводки новостей о конфликте на Украине, со слез и молитвы за наших героев, которые жертвуют своей жизнью, в том числе и за тех, кто ноет, что закрывают «Икею», рубль падает, а цены растут. Острой болью в сердце отдается каждая новость о гибели наших ребят: русских, украинцев, дагестанцев, чеченцев... не важно какой национальности. Для меня все они – герои Русского мира. Горюю, сострадаю их родителям и близким. Вспоминаю, что раз уж мы все в одной лодке, то и я могу что-то сделать для того, чтобы лодка выстояла в этом неспокойном море.

Как психолог и сотрудник Православной Службы Милосердия я практически каждый день встречаюсь с людьми, которые по-своему переживают актуальную реальность. У кого-то выраженная «травма наблюдателя»: человек начал смотреть новости, не может оторваться, ищет успокоения в другой информации, не понимая, что СМИ существуют не для того, чтобы кого-то успокоить. Человек с травмой наблюдателя теряет ощущение собственной реальности, всем вниманием и чувствами погружаясь в то, что ему показывают или рассказывают в новостях. Он может даже утратить ощущение ближних, перестает с ними общаться. У кого-то раскол в семье: так тоже бывает, когда члены одной семьи оказываются по разные стороны политических баррикад. Кто-то переживает беспомощность от того, что родственники или знакомые оказались в зоне конфликта.

Вот несколько последних примеров из практики:

Мужчина рассказывает, что они с коллегами настолько бурно обсуждают ситуацию на Украине, что уже собрались выходить на митинг.

Женщина жалуется, что «потеряла в этой войне брата». Выясняется, что брат «потерялся» не в ходе военных действий, а в ходе их споров о политике. Сестра живет на Урале, а брат в Харькове. Раньше они регулярно общались по телефону, ездили друг к другу в гости в отпуск. А за эти дни вдруг поссорились, заблокировали друг друга, потому что у каждого свой взгляд на ситуацию. И это переживается не просто как ссора, а именно как утрата.

Идет Евангельская встреча, мы разбираем главу, в которой рассказывается о Входе Господнем в Иерусалим. Но разговор то и дело уходит на тему конфликта на Украине. Любое слово, любой стих вызывал целый шквал ассоциаций с данной ситуацией. Один участник буквально убежал посередине занятия. А это значит, что уровень стресса у людей просто зашкаливает.

Всем им нужна грамотная помощь, чтобы люди вышли из бесполезных и разрушительных переживаний. Всем нужна не только реальная, но и информационная и психологическая безопасность!

Кроме того, каждый может измениться и выбрать верную стратегию поведения и осмысления происходящего. Ведь каждый из нас в принципе может что-то сделать. Я не имею в виду скупку гречки, попытки спрятаться под одеялом от информации, бегство из страны или распространение ужасающих слухов. Важно подумать, что я могу сделать на своём месте. Что в этой ситуации зависит именно от меня? Как использовать данные мне Богом таланты для помощи ближним? И тогда появляется много возможностей. Поддержать, успокоить, вдохновить, поделиться, помолиться, или хотя бы не осуждать и не распространять зло.

Так вот, чтобы помочь людям навести такой душевный порядок, справиться со стрессом и негативными переживаниями, сотрудники психологической помощи «Ладья» готовы проводить бесплатные консультации. На консультации приглашаются беженцы, инвалиды и престарелые люди, а также те, у кого родственники оказались в зоне конфликта. Благотворительные консультации будут идти до конца марта. Запись на консультации по телефону диспетчера +7-952-14-22-646 (Ирина).
10 марта 2022г.