Наводим порядок с любовью к себе

Знаете грустный анекдот про лося? Лось напоролся на охотника, тот выстрелил и вроде бы попал, а лось убежал. Бежал-бежал и остановился у ручья. Стоит, пьет и думает: «Вот я все пью-пью, а мне все хуже и хуже». Так и с человеком часто бывает. Он усиленно что-то делает, решая свои проблемы, а чувствует, что ему все хуже и хуже. Особенно часто это происходит с отношением к себе. Сколько взглядов на человека, столько и мнений о том, как же правильно любить себя. А в итоге несчастными оказываются и люди, сформированные потребительскими ценностями, и те, которые знакомы с началами аскетики. Как же так получается? Разбираемся в проблеме вместе с психологом, руководителем Службы психологической помощи «Ладья» Надеждой Гавриловной Валинуровой.

Надежда Гавриловна Валинурова

– Сегодня только самые ленивые не говорят о любви к себе. А если человек имеет страничку в соцсетях, то он практически ежедневно встречает публикации о том, что надо любить себя. Но, к сожалению, очень часто за рекомендацией «любить себя» скрывается обман, манипуляция или даже чья-то глупость. Давайте посмотрим на две крайности, которые сегодня достаточно часто встречаются в практике любого психолога и священника.

Человек – ребенок, утонувший в своих желаниях

Тип человека, которого воспитали потребителем, очень распространен. Его научили, что его «Я» выражается и заключается в желаниях. Удовлетвори его – и тебе будет хорошо. А так как нам надо, чтобы ты потреблял как можно больше и чаще, то мы навяжем тебе множество желаний, в том числе и противоестественных. На первой стадии (обычно в юности или в первое время после того, как у него появилось желание и деньги на его реализацию) такой человек чувствует удовлетворение. Но скоро начинает захлебывается в своих желаниях, не умея соотносить их со своими возможностями: бегает по магазинам, спивается, набирает кредиты. А далее наступает стадия апатии: желания надоедают, даже разнообразие их удовлетворения нагоняет тоску, доля удовольствия микроскопично мала, возрастает чувство глобальной пустоты и нереализованности. Многие пытаются выйти из этого состояния при помощи других людей и встают в позицию «мне все должны»: такие люди смотрят на других с неприязнью, как на объекты, которые либо «мешают быть счастливым», либо просто не удовлетворяют. Человек в таком состоянии становится черствым к чужому горю, немилосердным, в нем совсем нет эмпатии по отношению к ближнему.

Случай из практики (прим. – образ собирательный, так как очень распространенный):

Женщина приходит на консультацию с желанием получить поддержку в деле развода. Главная причина развода – муж уже не удовлетворяет ее растущие потребности. В ходе разговора выясняется, что она тщательно следит за своим телом. Массажи, сауны, салоны красоты, маникюр, косметические процедуры, походы по магазинам – все это идет в ее жизни бесконечной чередой. Для нее внимание означает исполнение всех ее прихотей. Муж богатый и жене в ее прихотях не отказывает. Дом – полная чаша, а в душе жены жуткое уныние, раздражение, злость и желание развестись, потому что она не счастлива. Она говорит: «Мне пофиг, что он работает на трех работах. Мне вообще без разницы, где он возьмет эти деньги».

Это пример несчастного человека-ребенка, который недоразвит ни душевно, ни тем более духовно. Мало того, что он не знает в принципе, как устроен человек и что ему нужно для счастья (не знает, что у человека есть не только тело и душа, но и дух, предназначение, любовь, совесть и так далее). Он даже не знает себя! Не знает, что у него нет сложившегося мировоззрения, он дезориентирован нравственно, не знает, что есть добро и что есть зло, он не понимает нормы человеческого бытия – он зациклен на себе.

Откуда берутся такие люди? Их воспитывают. Воспитывают родители, которые тоже воспринимают ребенка как набор желаний и всячески их удовлетворяют. Из кожи вон лезут, чтобы ребеночка порадовать, ублажить, чтобы он не заскучал, чтобы не испытывал негативные эмоции и так далее.

«Подарки всем детям в группе должны быть одинаковыми, иначе кто-нибудь расстроится из-за того, что получил не то, что у других!»

«Просто поиграть и погулять с друзьями в день рождения – это колхоз! Давайте закажем деткам аниматоров, потому что это будет ВАУ и эмоции на всю жизнь»

«У одноклассников уже гаджеты последних моделей, а наш с прошлогодним ходит. Он же чувствует себя лишенцем!»

Все это предельно невротизирует ребенка, а когда он чуть-чуть подрастает, начинаются серьезные проблемы. Он не привык к ответственности, а взрослый мир от него требует держать ответ за свои поступки и слова. Ему все подносили на подносе немедленно, а тут приходится откладывать желания и ждать. У него не было никаких преград, трудностей, даже шнурки ему мама завязывала, а тут нужно преодолевать, конкурировать, выживать. Он всегда был центром мира, о котором все заботились, и теперь он искренно не понимает, что его близкие тоже нуждаются в его помощи, у них также есть слабости, проблемы, желания, в конце концов. В ответ на просьбы или претензии ближних он выражает безразличие: «А мне по барабану, что там у вас происходит». Если он и участвовал в домашнем труде, то только когда ему хотелось поиграть, а личных бытовых обязанностей (выносить мусор, пылесосить, копать вместе со старшими огород) у него не было. Он думал, что он – это его желания. А тут он вырос, а желания разрослись или (что еще страшнее) вдруг закончились. Он не может управлять собой и меняться, потому что его воля не сформирована.


«Я знаю, жена устала и надо ей помочь, но я не могу себя заставить. Вот не могу и все».

«Я знаю, что мне и моему ребенку из-за заболевания нельзя сладости, но я не могу ему отказать. Вот и едим конфеты всей семьей. Ну… сколько проживем – столько и проживем».

«Я понимала, что мы с этим парнем только на одну ночь вместе, но я не смогла себе и ему отказать. Потом он ушел, и мне сейчас жить не хочется».

Итак, подведем промежуточный итог. Правильная любовь к себе предполагает:

  1. Четко осознаваемое, глубокое, правильно выстроенное мировоззрение. Правильно выстроенное – значит основанное на знании того, как утроен сам человек и окружающий его мир, каков смысл его существования, каково его предназначение. Лучше всего – христианский взгляд на человека. Это истина, которая помогает навести порядок в голове и в своей жизни.
  2. Неравнодушное и бережное отношение к своей душе и душе ближнего.
  3. Понимание, что в этом мире тебе никто ничего не должен.
  4. Сформированность воли. Зрелый человек может сказать своим желаниям «нет» или отложить их. Гармония чувств и разума, разум управляет эмоциями.

Инфантильный человек – это лишь одна крайность. В продолжении разговора вы узнаете о том, чем страшна другая крайность, которую предварительно назовем «бездушным лжецом» и которая так часто встречается в христианском сообществе.

Продолжение следует.

Поддержать работу Службы психологической помощи «Ладья»

Записаться на консультацию: +7 (952) 142-26-46
07 февраля 2022г.