Прописан на улице
Юрий давно живет на улице. Сотрудники Службы помощи бездомным периодически пересекаются с этим необычным бездомным и до сих пор не могут сказать: бездомность для Юрия – это хронический диагноз или все же временное состояние.
Мужчине за пятьдесят, родом он из северных народов. Семья его занималась оленеводством, кочевала за стадом. В советское время сложилась неоднозначная традиция – отдавать детей с семи лет в школы-интернаты. С одной стороны, ребенок получал образование, а с другой, опыт сиротства при живых родителях редкий ребенок переживает без последствий. Так получилось и с Юрием. Он не задержался в родных краях, не перенял семейное дело, а уехал «на материк», то есть перебрался с Севера в центральные районы страны. Нанимался подмастерьем в строительные бригады, учился, осваивал специальности… и вредные привычки.
На Урал наш подопечный попал, уже имея за плечами 15 лет скитаний. Причем перемещаться по стране ему совершенно не мешало отсутствие документов или денег. Да и надо сказать, что документ у Юрия был – паспорт гражданина СССР. Так что песня про него: «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз».
Странствуя по стране, как-то раз Юрий забрел в небольшой монастырь, где встретился с людьми, которые убедили его не принимать новых документов. В обители он задержался, кстати, на продолжительное время. Работал, так как умел многое. Но и там он не остался и наконец попал в Екатеринбург.
Здесь и произошел несчастный случай. По гололеду Юра сломал ногу, ему поставили гипс и отпустили из травмпункта. Ни палочки, ни костылей у него не было, поэтому он передвигался прямо так, опираясь на гипс. Через несколько дней он доковылял до больницы, и когда врачи сняли грязный гипс, то ужаснулись: из гипса полилась кровь, все кости сместились, нога опухла, дико болела. Ему сделали операцию, вставив штыри, фиксирующие кости. Месяц он жил на улице со штырями. Пришла пора их снимать, а в больнице ему и объявили, что на то, чтобы эти штыри снять, нужно было встать в очередь. Если он запишется сейчас, то она подойдет только через два месяца.
Так Юрий задержался в Службе помощи бездомным. Его поселили в реабилитационном центре, начали процесс оформления гражданства, новых документов, подыскивали работу. И тут он ушел.
– 15 лет на улице – это не шутки. Такие люди полностью адаптированы к улице, – продолжает Константин Бунин. – У них свой социум с определенной иерархией и законами. Причем одной из важных ценностей у таких людей является взаимопомощь. Они друг другу помогают, подсказывают, где доставать еду или одежду, где их могут приютить и оказать помощь, где и как они могут подзарабатывать. Кстати, Юрий владеет множеством рабочих и строительных специальностей и иногда зарабатывает очень даже прилично. Иногда бездомные даже формируют своеобразные бригады.
Такие люди, как Юрий, не одиночки. Они по-своему социализированы. Но у них нет личного опыта жизни в семье, вот они и не создают свою семью и не стремятся к «оседлому образу жизни». Поэтому я не считаю, что каждого бездомного мы должны стремиться увести с улицы. Нет. Мы просто должны помочь ему тогда, когда никто другой помочь ему не может. Вот как в случае с больницей.
Друзья! Просим вас поддержать процесс запуска на маршрут нового Автобуса милосердия. Осенью прошлого года старый автобус вышел из строя, а новый все никак не может закончить переоборудование. Его маршрут пролегает через три остановки:
- Собор Успения на ВИЗе, где происходит загрузка вещей, медикаментов и продуктов
- Остановка у благотворительной столовой (что на ул. Пехотинцев)
- Остановка у водонапорной башни напротив Северного автовокзала
Пока Автобус стоит на остановке:
- Социальный работник ведет прием подопечных, нуждающихся в помощи с восстановлением документов, устройством на работу или в больницу
- Сестра милосердия перевязывает раны, оказывает доврачебную помощь
- Добровольцы выдают одежду, обувь и горячее питание.