Социальная работа – нескучный формат

Приход многих людей в социальное служение совпадает с воцерковлением. Это нормально и даже естественно: человек узнает веру, а затем ищет возможность проверить ее своей жизнью или изменить жизнь в соответствии с воспринятой верой. Самый простой путь для этого – добровольчество. Вкрапление совершенно новых дел в свою привычную повседневность, как бы периодические моменты «выдоха», когда останавливаешься и, находясь в непривычной для себя роли, ситуации, среди совершенно нетипичных для твоей жизни людей, переосмысливаешь свое привычное.

Людмила Морозова на рабочем месте. Она принимает подопечных Центра гуманитарной помощи. Очень трудно поймать ее взгляд, потому что она полностью сконцентрирована на человеке, которым сейчас занята. Средства гигиены, детские подгузники, дополнительная бутылка подсолнечного масла в продуктовый набор – все это раскладывается в пакеты, выдается, вносится в базу данных. Затем специалист по социальной работе Центра переключается на следующих подопечных. И так целый день. Хотя совсем недавно ее работа была совершенно иной.

– По образованию я геофизик, окончила Свердловский горный институт и двадцать с лишним лет проработала продавцом-товароведом в замечательной фирме «Каменныя вещи». Моя подруга Юлия Лапшова много лет является добровольцем, она периодически и рассказывала мне о том, что такая Служба есть и кому она помогает. В 2018 году началось мое осознанное воцерковление, хотя крещена я была в середине 90-х. Вот тогда-то я и решила попробовать себя в добровольчестве. Приехала на собеседование, где рассказывалось о разных направлениях. Мы тоже рассказывали о своих предпочтениях, а в конце встречи духовник Службы отец Евгений Попиченко благословил мне попробовать свои силы в Автобусе милосердия или в Центре гуманитарной помощи.

Я приезжала в Центр по вечерам после работы и успевала немного посортировать вещи, навести порядок, подготовить продукты к следующему рабочему дню. Подопечных было мало.

Первым человеком, которого я встретила в Центре гуманитарной помощи, была сестра милосердия Дарья Смирнова. Сосредоточенная и мягкая, умеющая не только слушать, но и слышать – наверное, она и есть «мое первое впечатление».

В прошлом году пришлось уйти с работы. Я начала искать новую, но не прекращала приезжать и доброволить. Тогда-то Дарья предложила мне попробовать социальное служение на другом уровне – стать не добровольцем, а сотрудником. Я согласилась. Теперь в Центре я работаю, но иногда еще выбираюсь в качестве добровольца в Автобус милосердия.

– У вас отличная работа. Каждый день можно исполнять евангельскую заповедь о любви, кормя, одевая, помогая…
– Если понимать любовь как усилие воли, то да. Но когда всматриваешься в свои чувства, то видишь там много всего. Подопечные очень разные, и эмоции они вызывают очень разные. Наверное, самое сложное в моей работе – быть всегда открытой для восприятия чужого переживания.
– А что самое радостное?
– Радостно, когда встречаешь благодарных и сильных людей. Восхищают и вдохновляют люди, которые, несмотря на сложные жизненные перипетии, не опускают рук и не плывут по течению, а продолжают бороться за себя. Их много, и слава Богу, что мы можем им хоть чем-то помочь.
– Если Людмила на своем посту, то можно быть абсолютно спокойной за дело. Она очень надежный сотрудник, участник общего дела. Ни разу не было случая, чтобы она подвела, не пришла или даже опоздала. И это очень важно для работы такого большого организма как Центр гуманитарной помощи, – рассказала руководитель Центра Анна Ситникова.

Сегодня Центр является большой площадкой, на которой осуществляется работа с просителями. И это не только прием, сортировка и выдача вещей и продуктов. У нас есть сестра, занимающаяся работой с адресными просьбами, которые затем размещаются на сайте. Есть сестра, оказывающая лекарственную помощь пенсионерам в рамках программы сотрудничества Православной Службы Милосердия, «Русской Медной Компании» и аптечной сети «Живика». Есть разноплановая добровольческая работа. Жизнь здесь интересная и насыщенная.

Поэтому сейчас мы ищем в команду человека, который не только выполнял бы функции социального работника (в помощь Людмиле), но и общался с подопечными, собирал интересные истории, умел заметить какие-то интересные сюжеты из жизни Центра и подопечных. Наша задача – не просто передавать какие-то материальные ценности от одних людей к другим, но и вводить людей в поле милосердия. Ведь сколько уже было случаев: человек пришел как подопечный, а через некоторое время сам открыл гумцентр у себя в поселке или стал добровольным помощником, найдя здесь и поддержку, и друзей, и новое наполнение жизни.

Хотите попробовать свои силы – приходите!

По всем вопросам можно обращаться по телефону диспетчера Службы Милосердия 200-07-04.
22 октября 2021г.