«Поставить крест» или найти в ребенке человека?

Выпускник детского дома почти не приспособлен к нормальной жизни: у него нет специальности и зачастую не сформирована потребность ее получать, у него проблемы с ответственностью, привязанностью, самооценкой. К тому же, так как у него нет позитивного прошлого, на что можно было бы опереться, то не вырисовывается и будущее.

Подросток, растущий в неблагополучной семье, компенсирует свое ощущение неблагополучия самыми разными способами. Алкоголь, наркотики, гаджеты, побеги из дома – широкий спектр «возможностей» и такие же, как и у детдомовского, проблемы с ответственностью, самооценкой и планированием будущего.

Тема наставничества и добровольческой поддержки таких детей в процессе социальной адаптации сейчас на пике актуальности. Православная Служба Милосердия реализует проект по развитию наставничества. Проект «Путевка в жизнь» стал победителем в конкурсе Фонда президентских грантов 2021 года. За время работы проекта, вплоть до мая 2022 года, планируется провести порядка 100 мероприятий, экскурсий, тренингов, которые помогут подростку адаптироваться к взрослой жизни и сформируют «пул» наставников, которые на постоянной основе смогут поддерживать своих подопечных.

В сентябре 2021 года начинается второй этап обучения потенциальных наставников. Рассказывает психолог проекта «Путевка в жизнь» Ольга Петровна Рудацкая:

– На данный момент у нас сформировались три пары наставник-подопечный. То, что это произошло накануне лета, несколько осложнило работу, так как и взрослые уходили в отпуска, и дети некоторое время отсутствовали, но общение в парах не прервалось, и это главное. Сейчас мы вновь возвращаемся уже к нормальному режиму встреч.

Одна из наших наставниц приняла ответственное решение поддерживать мальчишку с инвалидностью. Сейчас он только-только входит в подростковый возраст, его физические особенности накладывают отпечаток на развитие, есть дополнительные проблемные зоны. Но если у ребенка будет в жизни человек, которому он нужен, появится больше шансов, что в подростковом возрасте его развитие пойдет в сторону прогресса, а не регресса. В 18 лет этот мальчишка покинет стены детского дома и окажется один на один в собственной квартире, в незнакомом «взрослом» мире. Без поддержки здесь не обойтись, даже если говорить только о самой простой, бытовой сфере жизни.

К концу сентября будут сформированы еще несколько пар наставник-подопечный. Особенно хочется подчеркнуть, что это очень непростой процесс, порою длительный. Здесь очень много факторов, и особенно важным моментом является желание и выбор самого подростка.

В октябре мы начнем обучение для второго потока в школе наставников. Мы уже проводим собеседования с добровольцами, узнавшими о нашем проекте из СМИ, и готовыми приступить к занятиям. А также есть потенциальные наставники, которые пришли к нам по рекомендации Комиссии по делам несовершеннолетних Октябрьского района Екатеринбурга. Данная служба заинтересована в развитии и внедрении наставничества и проявляет интерес к реализации нашего проекта «Путевка в жизнь», и мы, безусловно, рады такому вниманию и сотрудничеству.

Занятия будут проходить по субботам, начиная с 9 октября. Каждая встреча длится 4 часа. В программу принимаются люди в возрасте от 25 лет и старше. Обязательно наличие справки от психиатра, нарколога и справка об отсутствии судимостей. Кандидат в наставники проходит собеседование с психологом проекта и обучение. Кроме стартового обучения всем наставникам гарантируется поддержка специалистов в течение полутора лет.

– Пройти обучение нужно обязательно. Нужно не просто вникнуть в возрастную психологию или прочитать о специфике поведения детей из воспитательных учреждений, попавших в трудную жизненную ситуацию. Мало знать что-то, важно суметь правильно реагировать и преодолевать сложности. Не секрет, что эти дети часто инфантильные, эгоистичные, несамостоятельные. Кто-то из них чрезмерно сексуализирован, кто-то ворует, кто-то курит, обманывает и так далее. Но – это их данность, они в ней живут, для них, к сожалению, это норма. Они так выживают в их обстоятельствах. Но это не значит, что таких детей нужно «сбросить со счетов» или «поставить на них крест».

Обучение позволит взрослому разглядеть в этих глубоко травмированных детях то, что сохранилось в них человеческое и помочь развить его. И тогда можно стать для такого ребенка первым взрослым, благодаря которому сформируется ценность человеческого общения. Просто побыть рядом, поговорить ни о чем, поболтать о том, что интересное, смешное или грустное произошло сегодня или вчера. Быть ценным в глазах подростка не потому, что ты приносишь подарки, а потому что ты чувствуешь его настроение, можешь утешить, выслушать и поддержать, а невзначай и научить, – комментирует Ольга Петровна.

Обдумываете возможность помощи детям в качестве наставника? Приходите на обучение – ответы найдут вас сами!

По всем вопросам можно обращаться к руководителю проекта Елене Яковлевне Борщик +7 912 210-40-00 или психологу проекта Ольге Петровне Рудацкой +7 922 133-01-92.
20 сентября 2021г.