Помощь детям делает нас добрее

Мы продолжаем разговор о системе наставничества в рамках проекта «Путевка в жизнь» Православной Службы Милосердия. Какие правила «техники безопасности» важно соблюдать наставникам? Об этом рассказывает психолог проекта Ольга Рудацкая.

– Ольга Петровна, как развивается проект «Путевка в жизнь»?

– Проект стартовал в феврале этого года. И перед нами стояла задача найти волонтеров, провести для них специальные обучающие курсы, направленные на понимание психологии детей, попавших в сложные жизненные ситуации. На первом этапе нашим проектом заинтересовалось человек 30, это были разные люди: у кого-то еще нет своей семьи, детей, у кого-то дети уже выросли и хочется еще кому-то помогать, но нет возможности принять ребенка в семью, а вот пообщаться, чему-то научить – это можно. А также и те, кто уже побывали в качестве волонтеров на мероприятиях в детских домах и теперь хотят оказать детям более существенную помощь.

Любой, кто заинтересовался проектом, а в первую очередь, это должен быть взрослый, самостоятельный и ответственный человек, может прийти на собеседование, узнать, какие у нас условия, какая помощь необходима.

– Помогая другим, каждый из нас реализует собственные внутренние потребности – быть нужным, получить одобрение. Не получится ли, что кто-то перенесет на детей свои нерешенные внутренние проблемы?

– Конечно, люди приходят с разной мотивацией, поэтому с каждым из них мы проводим индивидуальное собеседование, выясняем, как человек видит свою роль в проекте, почему решил помогать. А затем на занятиях в школе наставников позволяем всем самостоятельно оценить свои силы и возможности. Кто-то ждет от ребенка благодарности, кто-то рассчитывает, что новый человек наполнит жизнь новым смыслом, кто-то пытается избежать собственной трудной ситуации. Такие ожидания могут не оправдаться, тогда и волонтер будет разочарован, и подросток может оказаться в ситуации, когда очередной взрослый от него отказался. А это самая главная опасность, которую мы хотим избежать, поэтому у нас долгий период подготовки: занятия, индивидуальные консультации, собеседования. Важно, чтобы взрослый человек был ресурсным и привносил свою энергию, время, увлечения, чтобы всем этим делился с подростком, а не ждал, что подросток ему поможет решить свои проблемы, заполнить какие-то пустоты.

– Опыт подготовительной школы наставников применяется впервые?

– Занятия в подготовительных школах также как и мы проводят все общественные организации, которые работают с детьми-сиротами. Очень важно понимать особенность таких детей, их ожидания. Нередко взрослые, которые работают с подростками, попадают в ситуацию, когда подопечные хотят от них чего-то материального. Для детей из детских домов и неблагополучных семей любая материальная вещь – это то, что можно осязать. Взрослый ушел, а вещь осталась. И у большинства из них нет качественного опыта, чтобы ценить человеческие отношения: заботу, дружбу, доверие. Мы готовим наставников к тому, что дети не сразу будут отвечать взаимностью. Доверие нужно еще заслужить.

– Первый выпуск школы наставников уже состоялся, не так ли?

– Да, школу наставников окончили 10 человек. У нас уже прошли мероприятия в двух детских домах Екатеринбурга, куда мы пришли как волонтеры, чтобы познакомиться с детьми поближе. В одном учреждении мы уже сформировали две пары наставников, а в другом мы решили, что одной встречи недостаточно, поэтому запланировали совместный кулинарный мастер-класс, чтобы получше познакомиться. Здесь все индивидуально и строится в первую очередь на принципах личных симпатий.

Во второй половине сентября у нас откроется школа наставников для «второго потока». Мы снова проведем занятия, а затем волонтеры отправятся в детские дома. Выпускники же «первого потока», надеемся, к этому времени уже будут активно общаться с детьми. Разумеется, мы, психологи, будем постоянно их сопровождать. Вопросы могут возникать разные и сиюминутные. Например, что делать, если ребенок говорит: «Пошли в Макдоналдс, я не пойду на ужин», или «Дай денег мне на сигареты». Как поддерживать контакт с ребенком и в то же время не идти на поводу? Дети часто просят о материальных благах, потому что иногда не понимают, чем еще может быть полезен взрослый. В подростковом возрасте трудности есть у всех, даже у детей из благополучных семей. Как не наделать лишних ошибок, понять себя и других, примириться с родителями, – в этих вопросах как раз и может помочь разобраться наставник.

– Есть ли мировой опыт работы в сфере наставничества?

– Да, такой опыт есть в Европе. Он показывает, что дети, которые общаются с наставниками, начинают лучше учиться, у них снижается уровень агрессии, повышается мотивированность, появляются новые хобби. Заинтересованное, ответственное участие взрослого человека в судьбе ребенка – это очень большая помощь. Я надеюсь, что наши наставники будут такими людьми, которые постараются помочь ребенку раскрыть его способности, показать новые возможности, чему-то научить. И самому ребенку важно, что он не безразличен взрослому, опытному, самостоятельному, состоявшемуся человеку. Это придает ценности, укрепляет в жизни.

– Насколько для самих наставников все это психологически, да и в целом, безопасно? Сейчас вообще модно ограждать себя от любых переживаний, токсичных обстоятельств и людей…

– Для взрослого здесь есть определенная техника безопасности, и мы ее тоже на занятиях изучаем. Здесь важно понимать свои границы, их выстраивать, знать, чем мы готовы делиться, а чем – нет. Кто-то, например, готов взять ребенка к себе на дачу и пригласить в свою семью, а для кого-то это невозможно. Наставник имеет полное право не приводить ребенка к себе домой. Также важно установить границы времени. Договориться, как будем общаться, в какое время можно звонить или лучше переписываться в мессенджерах, допустимо ли общаться в соцсетях и т. д. Нужно обсудить все это с подростком заранее, тогда мы имеем право настойчиво и вежливо возвращать наши отношения в те границы, которые мы установили.

Подростки любят границы нарушать. Скажем, попрошайничество часто начинается с малых сумм: «Хочу поехать к бабушке, но у меня нет денег». Стоит уточнить, как и на что ты раньше туда ездил? Нам важно понимать, что дело не в ста рублях, а в том, куда они будут потрачены. Мы же не хотим спонсировать сигареты и алкоголь? Можно сказать, что я не готов просто так давать тебе деньги, но могу сводить в кафе, оплатить занятия, принести какую-нибудь «вкусняшку».

Главная цель общения наставника и подопечного – не праздник и развлечения, а выстраивание доверительных, дружеских, значимых отношений, которых у ребенка никогда не было.

Есть и формальные рамки. Важно, чтобы наставник встречался с ребенком не реже двух раз в месяц, в идеале – каждую неделю, особенно в период установления отношений. Конечно, не в ущерб школьным занятиям ребенка и не в ущерб работе и личной жизни взрослого человека.

– Что самим волонтерам-наставникам может дать участие в таком проекте?

– По большому счету все это делает нас добрее и мудрее. Иногда, наблюдая, с какими жизненными трудностями сталкиваются дети и подростки, мы понимаем, что наши собственные проблемы, которые раньше казались сложными, совсем таковыми не являются. Мы начинаем еще больше ценить своих близких и друзей. Когда мы помогаем другим, мы становимся радостнее. Потому что начинаем понимать, как важно отдавать что-то людям и этому миру.

– Многие из тех, кто активно помогают людям, через какое-то время начинают выгорать, потому что не чувствуют отдачи, а потом и вовсе испытывают отторжение к благотворительности. Что бы вы посоветовали, чтобы не прийти к таким результатам?

– Важно в первую очередь помнить о себе, делясь своими ресурсами, уметь их самостоятельно пополнять. А благодарность – это про наши ожидания. В какой форме мы ее ждем? Детям – любым – вообще свойственно принимать все, что дает им мир, как должное. И это естественно. Когда речь идет о детях, это игра в одни ворота и вложения в одну сторону: и в своих и в чужих. А что касается ожидания благодарности от подростков из детских домов, то думаю, если мы будем замечать успехи ребенка, нам этого будет вполне достаточно. Быть благодарным – этому ведь еще надо научить! А также научить замечать и радоваться тому, что уже есть. И научиться этому самим.

За время работы проекта, вплоть до мая 2022 года, планируется провести более 20 мероприятий, экскурсий, тренингов, которые помогут подростку адаптироваться к взрослой жизни, в том числе и с точки зрения профориентации, и сформируют «пул» наставников, которые на постоянной основе смогут поддерживать своих подопечных. Подготовка наставников проходит в два этапа – весной и осенью текущего года, скоро начнется набор в новую группу волонтеров.

Напоминаем, что в сентябре стартует второй поток школы наставников нашего проекта «Путевка в жизнь» (https://www.ekbmiloserdie.ru/page/page_006153), реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов. Если вы думаете, как и чем помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, приходите! Проект направлен на помощь подросткам из детских социальных учреждений.

По всем вопросам можно обращаться к руководителю проекта Елене Яковлевне Борщик +7 912 210-40-00 или психологу проекта Ольге Петровне Рудацкой +7 922 133-01-92.
25 августа 2021г.