Наставник и друг

Как помочь детям, которым сегодня трудно...

В Свердловской области в 2021 году впервые начала формироваться система наставничества – адресной, индивидуальной и долговременной помощи детям, попавшим в сложную ситуацию. Одно из направлений этой работы – проект «Путевка в жизнь», организованный Отделом социального служения Екатеринбургской епархии и ставший победителем в первом конкурсе Фонда президентских грантов 2021 года.

О том, как развивается система наставничества и чем она отличается от других форм поддержки детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, рассказывает заместитель начальника управления социальной политики № 27 по Ленинскому и Октябрьскому району Екатеринбурга Ольга Несытых.

– Ольга Александровна, насколько программа наставничества новая для нашего региона?

– Для нашей практики социальной работы такая социальная технология как наставничество – новая. Хотя сама идея не нова. Скажем, общественное воздействие наставников, особенно в рамках производственной деятельности, широко применялось в советское время. А вот в последние лет пять наставничество становится все более актуально в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей.

Насколько мне известно, в Свердловской области четыре общественных организации в 2021 году практически одномоментно стали развивать тему наставничества. Побудила к этому, думаю, ситуация с пандемией, когда многим понадобилась экстренная помощь. Вспомните, как много было примеров поддержки волонтерами пожилых людей, многодетных семей и семей с маленькими детьми.

Но вот помощь в отношении несовершеннолетних, если говорить о проекте наставничества «Путевка в жизнь», организованном Православной Службой Милосердия, для нас оказалась новой. У нас есть волонтеры в детских домах, попечительские советы, спонсоры, благотворители. Но так, чтобы все это переросло в индивидуальное знакомство, общение «один на один» и постоянную поддержку взрослого – такого взаимодействия еще не было.

Хочу подчеркнуть, что в Свердловской области основная концепция работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, – это семейное устройство. Мы все понимаем, что семью ничем невозможно заменить. Поэтому для нас наставничество – это некая новая форма работы с детьми, которая сможет стать «мостиком» к гостевой или приемной семье.

В Ленинском и Октябрьском районах Екатеринбурга есть два учреждения, подведомственных министерству социальной политики Свердловской области, с которыми уже сотрудничают общественные организации по наставничеству. Это Православная Служба Милосердия в рамках проекта «Путевка в жизнь» и НКО «Открытый город» как партнеры НКО «Солнечный город» в рамках проекта «Наставничество», финансируемые Фондом президентских грантов. Такая форма взаимодействия наставников с воспитанниками учреждений уже приносит результаты. Так, из числа наставников уже есть волонтеры, которым оформляют разрешение на временную передачу детей, а это уже первый шаг к семейному жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей.

– Какие дети попадают в программу наставничества?

– В первую очередь это дети старше 10 лет, которые по тем или иным причинам уже не попадают в приемную семью. Могут быть разные обстоятельства. Например, у детей есть дальние родственники, которые против усыновления или несколько братьев или сестер, которых нельзя отдавать в разные семьи.

В перспективе мы планируем присоединить к новой программе детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, это даже в большей степени сегодня востребовано. Это может быть одинокая многодетная мама или, например, семья, где родители – инвалиды или ребенок воспитывается с бабушками-дедушками.

Отмечу, что не каждая семья, и не каждый подросток готовы общаться с наставниками. Есть ведь и личные симпатии – антипатии. Сегодня это точечная работа, и мы все внимательно наблюдаем, как общение с наставником влияет на ребенка, стал ли он лучше учиться, строить взаимоотношения, появились ли у него какие-то жизненные приоритеты. Важно, что эта работа идет не только под патронатом органов социальной защиты, но и постоянно сопровождается индивидуальными консультациями психологов общественных организаций. Так, один из важных опытов проекта «Путевка в жизнь» – это психологическое сопровождение наставников и возможность их системного обучения.

– Кто сегодня стремится стать наставником, есть ли особые требования к этим людям, как попасть в программы наставничества?

– Будущие наставники должны понимать, что это не волонтерство или спонсорство, а системная поддержка и выстраивание долговременных, доверительных дружеских отношений со своими подопечными. Самое главное требование к взрослым – отсутствие судимости, зависимостей плюс мотивация, заключение о которой дает психолог. Возраст значения не имеет. Хотя в идеале – это человек средних лет, имеющий работу и образование, и, желательно, семью.

Чтобы попасть в программу, нужно обратиться в общественные организации, которые сегодня ее развивают, пройти собеседование и обучение. Уверена, что у системы наставничества – хорошее будущее.

По всем вопросам об участии в программе «Путевка в жизнь» можно обращаться к руководителю проекта Елене Яковлевне Борщик +7 912 210-40-00 или психологу проекта Ольге Петровне Рудацкой +7 922 133-01-92.

Продолжение следует.

24 августа 2021г.
Просмотров: 154