Не бойся писать свою историю

Неделю назад отошел в вечность протоиерей Димитрий Смирнов. И всю неделю люди вспоминают, каким он был: приводят подборку самых эпатажных цитат, рассказывают о том, как батюшка помог в трудной ситуации, описывают его социальные проекты, которые появились задолго до того, как он стал председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Его побаивались антиклерикалы и глубоко уважали и любили люди церковные, потому что во всех своих проповедях, делах, выступлениях отец Димитрий был честен и точно знал, что, зачем и почему он делает.

Протоиерей Евгения Попиченко, духовник Православной Службы Милосердия:

– Много лет, особенно в начале своего священнического пути, я учился говорить проповеди у отца Димитрия Смирнова. Слушал его диски с беседами о Евангелии. Меня поразило, что он не просто рассуждает о делах Христа, но видит Его объемно, умеет раскрыть подробности, детали. И благодаря этим деталям Христос предстает не книжным персонажем, а живым Богочеловеком, вокруг которого живые апостолы, фарисеи, страждущие – живое Евангелие, которое трогает душу.

Говоря о Евангелии, отец Димитрий мог выйти на любую другую тему: семья, сиротство, аборты, борьба со страстями, даже новости. Но сердцевиной всегда был Христос. И тогда становилось ясно, как христианин, вплетенный в обычную жизнь, должен расставлять свои приоритеты. Я у него учился и продолжаю учиться.

Когда я приезжал в Москву на Рождественские чтения, старался попасть на службу в храм, где служил отец Димитрий. Особенно запомнились службы на день памяти преподобного Павла Фивейского, который является небесным покровителем духовника отца Димитрия. На них собирались его духовные братья-священники, приезжал епископ Пантелеимон (Шатов). В общении и молитве с этими людьми можно было напитаться поддержкой на целый год.

Знаю и чувствую, что это человек с большим сердцем. И если он что-то говорил, то не для красного словца, а от сердечной боли. Его слова иногда звучали резко для того, чтобы они дошли до ума и сердца людей. Он никогда не вызывал у меня никакого возмущения, потому что в его словах всегда была любовь и правда. Правда по сути, которая неприятна тем, кто болеет теми духовными болезнями, о которых говорил отец Димитрий.

Мы встречались и тогда, когда в 2014 году готовились к открытию детского приюта «Радость моя» при Православной Службе Милосердия. Как рассказывал сам отец Димитрий, он с неравнодушными прихожанами собирал брошенных детей, в огромном количестве появившихся на улицах после развала Советского Союза, как котят. Было создано пять частных детских приютов по типу семейных детских домов. Уже был накоплен уникальный положительный опыт по работе с такими детьми, уже были выпускники. Мы же только готовились к старту проекта: будущие сотрудники-родители, Вячеслав и Елена Афанасьевы заканчивали обучение в школе приемных родителей, готовился к принятию детей большой дом, переданный благотворителем. И вот нас, основных участников проекта, пригласил к себе на завтрак владыка Кирилл, который принимал в тот момент отца Димитрия Смирнова.

Елена Яковлевна Борщик, руководитель направления «Помощь детям» Православной Службы Милосердия, инициатор проекта православного центра «Радость моя»:

– Нам был очень важен тот час, в течение которого шла встреча. Отец Димитрий делился своим реальным опытом, а мы смиряли наши наполеоновские планы. Например, нам представлялось, что центр должен быть максимально заполнен, то есть хотелось помочь сразу многим детям. А батюшка убедил нас, что начать нужно с двоих-троих детей и прожить с ними минимум год, чтобы оценить духовные, душевные и физические возможности сотрудников, а затем идти дальше. Также он разъяснил, почему важно подбирать детей в приют, рассказал, какими должны быть сотрудники приюта.

Вячеслав Леонидович Афанасьев, глава приемной семьи и дома «Радость моя»:

– В начале церковной жизни, когда у меня еще не было духовного отца, я считал таковым отца Димитрия. Но единственный раз в жизни я встретил его лично именно тогда, когда мы ели рисовую кашу у владыки и готовились к открытию приюта. Мы слушали о том, что брать детей в приют нужно так, как рожает женщина – то есть 1 ребенок в год. Послушали, а потом за год взяли сразу шестерых. У нас получилась совсем другая история, не приют, а приемная семья. Но это потом. А в феврале 2014 года он пригласил нас приехать в московские приюты, чтобы лично все посмотреть и узнать.

То, что мы увидели, – недосягаемый идеал, сочетающий духовное и душевное воспитание и заботу. Имеется в виду не только обеспеченность приютов всем необходимым (конюшни, мастерские, детские комнаты, школы и прочее), но единство сотрудников, которые работают с детьми. Нас встретили, как самых родных, дорогих гостей. И, конечно, мы увидели самых воспитанных и потрясающе творческих ребят, которые и после выпуска из детского дома остаются родными для отца Димитрия.

Нам очень важна была эта поддержка для того, чтобы начать свою историю. Отец Димитрий был и остается моим духовным отцом, которого я с любовью поминаю в своих молитвах.

Елена Викторовна Афанасьева, приемная мама семерых сыновей:

– Поездка в Москву, и эта встреча в Екатеринбурге нас очень укрепили. Ребята очень открытые, гостеприимные. Видно, что все они живут одной семьей. Вдохновило, что после всех трудов, вложенных в детей, они выходят из детского дома очень хорошими людьми. В память запали такие слова отца Димитрия: «Занимайтесь с детьми хоть чем! У каждого ребенка свой талант. Его нужно выявить и вместе развивать – в этом суть воспитания. У вас будут и открытия, и разочарования. Я вам даже немного завидую, что вы в начале пути, что вам все еще только предстоит».

В первый год, когда мы, проходя через череду кризисов и трудностей, учились быть приемной семьей, я часто вспоминала эти его слова. Да, писать свою историю оказалось очень трудно, через слезы, через страхи. Но с Божией помощью и по благословению отца Димитрия мы пережили самое трудное. И хотя история нашей приемной семьи еще не написана, мальчишки еще растут, мы верим в молитвенную поддержку батюшки.

Для многих сотрудников Службы Милосердия отец Димитрий был учителем, духовным отцом, камертоном христианской жизни. Он учил любить Бога и думать, что ты можешь сделать, чтобы измениться к лучшему и изменить мир к лучшему. Он часто напоминал, что быть христианином – это быть и воином. И в его глазах светилась живая и радостная вера.

Светлая память!

28 октября 2020г.