Простить нельзя держать обиду. Где поставить запятую?

– Скажите, можно ли составить исковое заявление, чтобы взыскать алименты со своих взрослых дочерей? – Пожилая женщина, вошедшая в кабинет православного психолога-медиатора, пыталась не волноваться.

Служба психологической помощи «Ладья» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии работает уже 4 года. Кроме групповых встреч на самые разные темы (семейные отношения, личностное развитие, совершенствование коммуникативных способностей), почти ежедневно проводится и индивидуальная работа. Недавно среди направлений работы «Ладьи» появилась и медиация. Медиатор – тот человек, который помогает конфликтующим сторонам сесть за стол переговоров, услышать и понять позиции друг друга, и найти то решение, которое их обоих устраивает.

Елена Герасимова

Елена Герасимова, православный психолог-медиатор внимательно посмотрела на посетительницу:

– Можем. Согласно Семейному кодексу, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Женщина не выглядела нуждающейся, поэтому Елена спросила:
– Обиды? Хочется отомстить?
– Да, – выдавила она. И тут ее прорвало. – Я растила их одна (у меня две дочери). Я бухгалтер, вела несколько фирм, зарабатывала хорошие деньги. Всем их обеспечивала. Выучила, дала образование. А они сейчас живут отдельно, не разговаривают со мной, внуков против меня настраивают. Я не знаю, как я могу их еще достать, чтобы за обиды мои отомстить. Пусть им хуже будет, если суд заставит их платить мне алименты.
– А Вы думаете, что после суда Вам станет легче? Ваша обида уменьшится? Поверьте – нет. В суде они будут доказывать, что Вы ни в чем не нуждаетесь, можете сами себя обеспечивать, будут высказывать свои обиды. И слышать это из их уст будет настолько больно, что никакие алименты эту травму не смогут залечить.
– Что же делать?
– Если бы вы были православным человеком, я бы подсказала вам самый быстрый путь решения.
– Я крещеная. В церковь хожу, свечки ставлю.
– И на исповедь и причастие ходите?
– Нет! Я вообще слова «раб» по отношению к себе не признаю!
– Так Иисус называл нас не рабами, а друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».
– А слово раб обозначает, скорее, что мы «работаем» Богу. Если мы не рабы Божии, то мы рабы дьявола. Третьего не дано. Лично я предпочитаю быть рабой Божией.
И еще в Евангелии сказано: «В чем Я найду вас, в том и судить буду». А Вы сейчас в таких обидах и в злости на своих детей, что, не дай Бог, случись Вам сейчас уйти в мир иной, в этом состоянии Вы будете пребывать вечно!
– Вообще-то, жить мне осталось недолго. У меня рак серьезной стадии.
– Ну, так не тратьте время. Бегом чистить свою душу от всех обид! Для этого есть только один способ – покаяние. Просите прощения и прощайте всех обидевших Вас. Нет другого способа!
– Да я вообще-то в Царство Божие не верю. Я верю в реинкарнации.
– Даже если в реинкарнации… Но Вы только представьте себе, кем Вы родитесь в следующей жизни, если уйдете со всем этим букетом негатива? Тарантулом, змеей, крысой, или кем-то, еще более противным и злым.
Посетительница смотрела растерянно:
– Я как-то об этом не задумывалась. Как хорошо, что мы встретились. Мне все это надо обдумать и переварить. Спасибо Вам. И она ушла. Про иск больше не спрашивала.

Фото из открытых источников

А Елена подумала, что иногда, чтобы раскачать кирпичную стену из обид, которая сковала душу человека, приходится пользоваться его же аргументами, как понятными ему, а значит, более сильными в данный момент. А когда душа начнет расправляться, тогда она легче воспримет православные истины, ведь, как утверждал Тертуллиан, «душа по природе – христианка». И тогда человек находит силы бороться с обидой и простить.

– Вспоминается еще одна история. Недавно я повстречала клиентку, которая в декабре 2018 года приходила вся в слезах, получив судебный иск от мужа, который через 40 лет семейной жизни ушел от нее к молодой женщине и стал делить их двухкомнатную квартиру.

Тогда она, будучи инвалидом (эпилепсия), глубоко переживала обиды и была в ужасном состоянии. Я понимала, что если они втянутся в судебные разборки, она может их и не пережить. Выяснила у нее, на какие крайние условия она согласна. Позвонила ее мужу. Через 40 минут довольно тяжелого разговора он назвал примерно тот же вариант разрешения ситуации. Мы подготовили мировое соглашение, и на единственном судебном заседании они его подписали.

Фото из открытых источников

Прошло 4 месяца. И вот мы встретились:

– А знаете, – говорит она, – мы ведь с мужем снова сошлись. Он месяца через 2 после ухода начал захаживать ко мне в гости, угощать меня пирожными, а потом сказал, что ему без меня плохо. И я согласилась, чтобы он вернулся. А через пару недель у него случился инсульт. Хорошо, что я была рядом, вызвала ему Скорую. Все обошлось.
– Я очень рада за вас. Вы ведь, по сути, самые близкие друг другу люди: у вас общие дети, внуки. И вы сможете заботиться друг о друге.
– Спасибо, что поддерживаете меня. А то моя сестра сказала мне: «Дура ты, Ирка, что простила его и приняла обратно. Я бы никогда его не простила».

… Вы, Ира, даже не представляете, что было бы с вами, если бы вы тогда пошли путем войны, а не путем перемирия. Слава Богу!

Записаться на консультацию или задать любой интересующий вас вопрос можно по телефону 8 (952) 142-26-46, а также по телефону диспетчера Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге (343) 200-07-04.

Вы можете поддержать службу психологической помощиico}

19 июля 2019г.