«Я еще не умер». Как жить, а не доживать, если у близкого человека смертельный диагноз

Неотвратимость смертельного диагноза, врачи, разводящие руками, ощущение излома жизни, мучительные переживания, сопротивление и смирение перед болезнью – все это касается, как самого больного, так и сопереживающего ему близкого. Митрополит Антоний (Блум) в книге «Жизнь. Болезнь. Смерть» говорит о качественном соприсутствии умирающему. Как этому научиться? Как жить, а не доживать, если у близкого человека смертельный диагноз и врачи отказались от него? Как прожить последние месяцы, недели, дни так, чтобы выразить всю любовь к уходящему? Как помочь побороть чувство беспомощности?

Беседуем с сестрой милосердия в Областном онкоцентре, психологом Татьяной Гашевой:

«Просто будь со мной»

– Чем можно ответить на страх и боль, одиночество и бессилие, которое переживают онкобольные? Неоднократно от своих подопечных я слышу: «Вот вы пришли, и мне стало полегче». Это не значит, что сестра милосердия или доброволец – какие-то волшебники. Нет, просто приходит кто-то, кто не боится быть рядом с больным. Это важно. Ощущение беспомощности, невозможности помочь близкому заставляет родственников психологически отстраняться от онкобольного, который и так чувствует, что к нему относятся по-особому другие люди. Это вызывает болезненное ощущение, когда человеку хочется крикнуть: «Я еще жив! Не надо заранее меня оплакивать!»

Служение больному своим соприсутствием имеет мощный психологический эффект, даже когда вам нечего ему сказать.

«Не лги мне. Так больнее»

– Понятно, что родственникам сложно соприсутствовать, если они скрывают от больного его положение. Врать вообще тяжело, а тут на эту неправду накладываются сомнения и подозрения самого больного. Так как же быть? Здесь нужно решить проблему по существу, изгнав ложь из отношений с родным человеком.

Митрополит Антоний, вспоминая о том, как умирала от рака его мать, говорит о необходимости правды:

«Помню, я пришел к ней и сказал, что доктор звонил и сообщил, что операция не удалась. Мы помолчали, а потом моя мать сказала: «Значит, я умру». И я ответил: «Да». И затем мы остались вместе в полном молчании, общаясь без слов. Мы стояли перед лицом чего-то, что вошло в жизнь и все в ней перевернуло. Это было нечто окончательное, что нам предстояло встретить. Мы оставались вместе и молчали так долго, как того требовали наши чувства. А затем жизнь пошла дальше. Но в результате случились две вещи. Одна – то, что ни в какой момент моя мать или я сам не были замурованы в ложь, не должны были играть, не остались без помощи. Никогда мне не требовалось входить в комнату матери с улыбкой, в которой была бы ложь, или с неправдивыми словами. Ни в какой момент нам не пришлось притворяться, будто жизнь побеждает, будто смерть, болезнь отступает, будто положение лучше, чем оно есть на самом деле, когда оба мы знаем, что это неправда. Ни в какой момент мы не были лишены взаимной поддержки. Были моменты, когда моя мать чувствовала, что нуждается в помощи тогда она звала, я приходил, и мы разговаривали о ее смерти, о моем одиночестве. Порой, в другие моменты мне была невыносима боль разлуки, тогда я приходил, и мы разговаривали об этом, и мать поддерживала меня и утешала о своей смерти. Наши отношения были глубоки и истинны, в них не было лжи, и поэтому они могли вместить всю правду до глубины. Только смерть может наполнить величием и смыслом все, что кажется как будто мелким и незначительным. Как ты подашь чашку чаю на подносе, каким движением поправишь подушки за спиной больного, как звучит твой голос, – все это может стать выражением глубины отношений».

«Не бойся ко мне прикасаться. Я не заразен»

– Один из устойчивых мифов современности пугает: «Рак заразен». Это, конечно, не так. Но даже если друзья и родственники больного не «болеют» этим мифом, они могут бессознательно начать избегать телесных контактов с болеющим человеком («он изменился, от него пахнет лекарствами»).

Не бойтесь прикасаться к человеку! Даже во время разговора можно не только смотреть ему в глаза, но и время от времени ласково прикасаться к нему – это выражение поддержки и заботы.

«Поговорим?»

Понятно, что длительное со-бытие с больным человеком само по себе является школой общения. Но если вы просто навещаете тяжелобольного человека, вас выручат простые правила:

  • Задавайте «открытые» вопросы, которые стимулируют самораскрытие больного. Ваша задача помочь больному проговорить свои переживания, а не конкретные факты. Например, спросите «чего бы ты хотел прямо сейчас?»
  • Предпринимайте практические действия в ответ на услышанное
  • Особенно прислушивайтесь к таким мотивам, как страх, одиночество, гнев, самообвинение, беспомощность. Стимулируйте их раскрытие
  • Настаивайте на четком выяснении этих мотивов и сами старайтесь добиться их понимания
  • С подопечным можно говорить на любые темы, а не только об анализах и процедурах

«Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мной»

– Не забывайте, что помимо бытовых разговоров очень важно говорить и о духовной жизни. Христиане верят, что болезнь – это не наказание, а смерть – не конец. Если в конце концов человек принимает болезнь, как лекарство, у него есть шанс переосмыслить всю свою жизнь, покаяться в грехах, примириться с ближними и Богом. Это самое важное, что нужно успеть за время болезни. Иногда люди боятся предложить близкому: «Не хотел бы ты поисповедоваться? Может быть, позовем батюшку, чтобы духовно укрепиться?» Иногда этого боится сам больной, но чаще всего люди, еще не утратившие веру, с радостью соглашаются на такое предложение.

Уход человека, примирившегося с Богом, и смерть нераскаянного, безусловно, отличаются. Почему? Потому что Христос воскрес и победил смерть, и если мы причастны Ему, то причастны и этой победе. Тогда смерть уже не полновластно нами распоряжается, а является лишь началом вечной ЖИЗНИ. Важно донести это до умирающего. Не постесняться, не побояться сложного разговора и горячей молитвы за близкого.

Напоминаем, что в Екатеринбурге работает выездная бригада специалистов (врач, сестра милосердия, психолог и юрист), готовая обучить людей основным навыкам ухода за тяжелобольным человеком. Все занятия и консультации мы проводим бесплатно.

Заявку сделать очень просто – нужно позвонить диспетчеру Службы Милосердия в Екатеринбурге по телефону (343) 200-07-04. Также по этому телефону вы можете узнать, как пригласить к умирающему помощника для подготовки к Таинствам Исповеди и Причастия, так и священника.

Также наши сестры и брат милосердия еженедельно приходят к пациентам Областного онкоцентра и отделения паллиативной помощи тяжелобольным лежачим людям при ЦГБ №2 (хоспис). Поддержать больничных сестер милосердия

28 мая 2019г.