Эмоциональное выгорание на кухне, или Как сохранять спокойствие, делая «домашку»

.

Самоизоляция – казалось бы, какая радость! Не надо идти на работу, не надо идти в школу. Мы можем жить на даче, наслаждаться вкусной едой, неспешными беседами, хорошими книгами, прогулками по лесу.

Как бы не так… Я с утра до ночи готовлю, делаю задания с детьми и отвечаю на письма и сообщения учителей в вотсапе: «мало», «не вовремя», «неаккуратно», «не то сделали»… Я ложусь в 3 часа ночи, потому что до 22 делаю с детьми уроки, а потом еще надо почитать и помолиться.

И каждый день волна ужаса: мы опять не успели поиграть на пианино. Тренер по хоккею требует, чтобы мы выслали ему запись тренировки сына. В апреле. В лесу… Он «не готов потерять связь с подопечным». А я – потеряла связь с реальностью. Я готова бросить спорт и музыку. Готова остаться на второй год. Мне плохо от глагола to be и сложения отрицательных чисел. Вы даже представить себе не можете, как я отношусь к тоническому трезвучию и полезным ископаемым. А во время ежедневного приготовления супа меня охватывает отвращение. Но я ведь люблю готовить. И еще: я очень-очень хороший преподаватель, простите за нескромность. И мне все равно с кем заниматься: со студентами в университете, с кандидатами в усыновители в Школе приемных родителей или с подростками, готовящимися сдать ОГЭ. Мне всегда нравилось учить. Но не сейчас! Что же случилось? Что происходит?

Моя мама, тоже педагог, прислала мне по вотсапу фотографию заявления директору. Какая-то мамочка просит аттестовать сына по всем предметам, включая предметы, по которым выходит «два». Она собирается немедленно завершить дистанционное обучение ребенка, в противном случает грозится «спиться или повеситься». Наверное, наша бабушка хотела меня повеселить. Но я так хорошо понимаю женщину, написавшую это заявление, что мне ни капельки не смешно. А самое неприятное, что будучи христианкой, я полна обид, раздражения, бессилия и нечеловеческой усталости. Я очень злюсь на учителей, которые навязывают мне бесполезные и бессмысленные занятия, злюсь на детей, которые не способны к самостоятельной работе и плохо понимают объяснения с первого раза, злюсь на мужа, который не помогает или помогает не так.

Думаю, так много негативных эмоций возникает в связи с тем, что я чувствую принуждение, насилие над собой. Но я же взрослый человек! Зачем я добровольно загоняю себя в стрессовую ситуацию?

Как всегда, на помощь приходит спасительная мысль: подумай о ценностях! Итак, что для меня самое главное? Каков мой ценностный абсолют? Жить с Богом. Любить Бога, соблюдать заповеди, любить моих ближних, терпеть, прощать, быть великодушной.

Как это реализуется в быту? Дарить детям радость, поддерживать их, постараться вырастить их добрыми и мудрыми. Важно ли, чтобы они знали наименования всех полезных ископаемых нашей планеты и их условные обозначения? Нет. Да, высокий культурный уровень им не помешает. Но тогда лучше я почитаю им Сальму Лагерлефф «Путешествие Нильса с дикими гусями». И детям удовольствие и мне развлечение. А в результате они знают географию и историю Скандинавских стран.

Для чего я учу их музыке? Я же понимаю, что из них не получатся Ростроповичи и Вишневские. Я хочу, чтобы они выросли неравнодушными к прекрасному, имели склонность к творчеству, были заняты делом в конце-концов, а не слонялись по подворотням. Но не по ночам же разучивать гаммы! Не успели – и ладно. Послушаем Гершвина и почистим картошку.

Для чего нам спорт? Для здоровья и формирования активной жизненной позиции. Поэтому мы просто побегаем по лесу в хорошую погоду.
Как изменится наша жизнь и жизнь детей, если в 4 четверти по географии у шестиклассника выйдет «3», а первокласснику сообщат, что он плохо успевает по русскому языку. Да, плохо успевает, у него свой темп, но впереди полвесны и целое лето, и мы иногда, в дождливую погоду, будем писать в прописи и надеяться, что почерк усовершенствуется, а безударные гласные начнут проверяться.

Прочитала чудесную статью Альфрид Лэнгле «Лень, которая нас защищает». В ней говорится о том, что лени, в общем-то, и не существует. Мы всегда чем-то заняты – мы выстраиваем отношения с миром, с самим собой, со своим прошлым или будущим. Но иногда мы делаем то, что важно именно нам в данный момент жизни, а иногда то, что нам навязывают другие. Это не плохо и не хорошо. Бывают времена, когда надо подчиниться чужой воле. Но если это для нас слишком непереносимо, включается механизм защиты – лень. Если мне не хочется что-то делать, значит, мы сопротивляемся чьим-то предписаниям, которые мешают нам быть собой, защищаем свою жизнь. Но мы же точно знаем, что прокрастинация – зло. Зачем откладывать то, что все равно делать придется? Оказывается, у прокрастинации есть позитивная функция – она создает пространство для себя. Время нам необходимо для поиска личного смысла в навязанном деле, для поиска решения задачи.

Получается, что можно не делать с утра до ночи «домашку»? Не можно, а нужно не делать ее целыми днями. Настоящее и будущее наших детей не зависит от количества пройденных тем и записанных упражнений. А вот психическое и физическое благополучие матери напрямую влияет на климат в семье и будущее всех домочадцев.

Я пишу эту статью и вижу, как моя второклассница ловит уток во дворе. Слышу, как мои первоклашки играют в настольную игру. Догадываюсь, что мой пятиклассник делает вид, что якобы решает математику, а сам в это время читает. Шестиклассница в упоении загружает стиральную машинку (дочка с особыми потребностями недавно освоила технологию стирки), а студент колледжа в прострации глядит в телефон. Каждый делает то, что ему хочется именно сейчас, в чем видит смысл. А за окном холодно и завывает пронзительный ветер. У погоды тоже прокрастинация – хочет, чтобы сейчас было именно так. А весенняя погода с солнцем и буйством сочной зелени будет чуть позже, когда природа осознает, что нужное время пришло…

Источник: сайт www.mmom.ru от 22.04.2020 Эмоциональное выгорание на кухне
09 мая 2020г.