И дольше века длится жизнь…

Сложно представить себе арсенал радости лежачего больного человека в возрасте ста с лишним лет. Однако сотрудникам Обители милосердия несказанно повезло не только наблюдать живую историю минувшего столетия в лице Ларисы Алексеевны Дмитриевой, но и многому учиться у нее: жить, радоваться, верить, любить, благодарить. В процессе общения Лариса Алексеевна всегда что-то посоветует, и советы ее удивительно современны, своевременны, ненавязчивы, конкретны, оригинальны и просты.

Кулинарные секреты Ларисы Алексеевны – отдельная тема. Кстати, некоторые из них она нам раскрыла и дала согласие на их публикацию. Сегодня нас ждет рецепт праздничного рыбного пирога.

Но сначала – несколько слов о самой Ларисе Алексеевне, женщине многогранной, необыкновенной, романтичной и глубоко верующей.

Она родилась в Новониколаевске, ныне Новосибирске, в семье железнодорожника. Родители Ларисы расстались, когда ей было 6 лет, и боль от этого разрыва не утихла в сердце, любящем обоих родителей одинаково, и через сто лет. Детей – Ларису и Галю – суд отдал отцу, видимо, из материальных соображений. Мама стала сестрой милосердия, очень тосковала по дочерям и всегда просила отца жить вместе ради детей. Может быть, непреклонность отца подвигла маму уйти на фронт в Первую мировую войну. С фронта она не вернулась. Казанская икона Божией Матери, которой мама благословила своих девочек, осталась у Ларисы Алексеевны.

Детства Лариса Алексеевна почти не помнит, говорит, что всегда ощущала себя взрослой. Но несколько ярких эпизодов все же остались в памяти. Однажды во время прогулки она увидела «много народу, как гора надвинулась, и разговор со всех сторон: «Царь, Царь едет!..» И вот он проехал, наш Император… Я почему-то всегда любила Царя и знала о нем только хорошее», – говорит Лариса Алексеевна.

Она помнит, как в город приходили то красные, то белые, одни не лучше других… Жива в памяти и рождественская елка, когда папа почему-то раздавал чужим детям елочные игрушки…

Трудности житейские привели Ларису Алексеевну в Китай. Без профессии, с малолетним сыном на руках она находила утешение в Господе. Однажды в храме к ней подошел священник и спросил: «Что у тебя случилось, что ты ТАК молишься?» – «Ничего не случилось, просто я очень сильно боюсь». Священником оказался Иоанн Шанхайский, впоследствии ставший ее духовником. Он пригласил её маленького сынишку Бобку присесть на амвон, когда ребёнок устал во время службы. Борис всегда просился с мамой в храм, если службу вёл Владыка.

Борис Григорьевич стал известным режиссёром-документалистом, прожил долгую, насыщенную творческую жизнь. Последней его кинематографической разработкой стал фильм о Владыке Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском – работу над ним оборвала кончина Бориса Григорьевича. Ему было 80 лет.

Лариса Алексеевна не знала о том, что её сыну предстоит сложная операция, не сразу ей сообщили и о его смерти. Но материнским сердцем она чувствовала трагические события, происходившие с сыном. Теперь к молитвенному правилу, которое в свои 105 лет она неукоснительно читает утром и вечером, Лариса Алексеевна добавила и молитву об упокоении еще одной родной души.

Прожив на белом свете больше века, Лариса Алексеевна удивительным образом сохраняет ясный ум, благодарное сердце, нежную, верующую душу, устремлённую духом к Господу – нечастые качества для современного человека даже менее преклонного возраста. И при этом – непосредственность, озорство и доверчивость ребёнка.

Жизнь продолжается. Наступила весна, приближается Пасха, и самое время испечь пирог…

Внушительный период времени Лариса Алексеевна прожила в Китае, и это сказалось на нюансах рецепта. Состав и порядок изготовления блюда совершенно безлики без восхитительных комментариев Ларисы Алексеевны:

«Главное в пироге – это сорт рыбы и корка пирога!!! Мы с Бобкой (сын Л.А. Борис Григорьевич) делаем его из палтуса. На нижнюю корку можно купить обычное дрожжевое тесто, а на верхнюю лучше слоёное. Теста не должно быть много, а то что это за пирог, когда одно тесто? Можно самой сделать дрожжевое тесто и использовать его и на нижнюю, и на верхнюю корку».

Особенность этого пирога состоит в том, что для начинки используется китайская крахмальная лапша фунчоза (Лариса Алексеевна называет ее на китайский манер «фунтяуза»). Ее нужно залить крутым кипятком и подождать, пока она разбухнет (это пять или чуть более минут) до готовности. Затем отварить яйца и раздавить их вилкой в мелкую крошку.

Нарезать лук: для начинки (фунчоза и яйца) – мелко, а для рыбы – полукольцами, пошире. «Можно резать и кольцами, но луковица вертится, а полукольца резать удобнее», – говорит Лариса Алексеевна. Так прост выбор нарезки!

Палтус – рыба жирная, и пирог, благодаря этому, нежный, мягкий, а не сухой.

Сначала нужно раскатать нижнюю корку и дать чуть-чуть постоять, чтобы поднялась.

Затем перемешать фунчозу с яйцами и луком, посолить, поперчить и выложить на тесто.

Сверху распределить кусочки подсоленной рыбы по всей поверхности.

Лука на рыбе должно быть много, он придает особый вкус. Можно класть на лук кусочки сливочного масла, чтобы было сочнее.

Все накрыть верхней коркой, дать пирогу немного «подойти» и выпекать до образования румяного цвета. Сверху можно ничем не смазывать, он и так красивый. А можно смазать сырым яйцом, когда будет готов.

Если корочка оказалась твердой, то пирог нужно накрыть бумагой и минут на 15 придавить небольшой подушечкой.

Продукты:

  • Палтус – рыба без костей, нежная, жирная, исключительно подходящая для пирога
  • Фунчоза (крахмальная китайская лапша) – 1-2 пучка из пакета
  • Лук – 1-2 штуки
  • Яйца – 2-3 штуки
  • Масло сливочное или постное по вкусу – 100 грамм
  • Тесто дрожжевое
  • Тесто слоеное
  • Соль, перец.

Купленное тесто делает процесс изготовления пирога менее утомительным и освобождает время для более творческого подхода к приготовлению начинки.

Приятного аппетита!!!

Сестра милосердия Наталья Снегирева

Журнал «Православный Вестник» № 2 (100), 2011 год

Пожертвовать

08 февраля 2012г.